Чувства на фоне пернатых

www.vsesmi.ruПочти 30 лет назад на экраны страны вышел фильм молодого тогда режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби».

Со сцены – на экран

Эту картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что Меньшову изменило чувство вкуса. Госкино, как свидетельствуют документы архива «Мосфильма», отказалось принять картину, посчитав, что в ней много пьянства (это шло вразрез с политикой Политбюро). Однако Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Все же после долгих споров и незначительных поправок фильм «Любовь и голуби» пропустили в прокат.
А предшествовала этому долгая и кропотливая работа. Пьеса драматурга Владимира Гуркина «Любовь и голуби» была хорошо известна театралам по спектаклю мос­ковского театра «Современник», когда Владимир Меньшов задумал ее снять для кино. Он понимал, разумеется, какая рискованная пришла ему на ум затея. Потому как пьеса из тех, что требуют режиссуры особой точности и вкуса: чуть в сторону – и комедия-лубок превратится в пошлое комикование. Если же найти верный тон, то не игра, а наслаждение – роли выписаны сочно, фактурно: и улыбку вызывают, и сочувствие. Меньшов рискнул…

tatyasereda.ya.ru«Люсь, чё говорю-то?»

Существует байка, что актера Александра Михайлова под водой чуть не задушили водолазы в сцене его падения из окна в Черное море. Сам Владимир Меньшов рассказывает об этой сцене совсем по-другому:
– Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Все это было снято в одном кадре! За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?». Гурченко ему подсказала. А дальше пошло все нормально.
Что же касается водолазов, то эта история приукрашенная. Съемки происходили на самом деле не в море, а в открытом бассейне. Не так уж все рискованно было. Ну, был момент опасности. Действительно два водолаза немного поторопились…
Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на все ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!

Волшебство?

Владимир Валентинович также любит вспоминать финал фильма – ту сцену, когда на дереве в конце картины появляются цветы:
– Этот эффект основывается на известном фокусе, когда из трости выскакивают цветы. Мы пригласили на съемки фокусника, он помог нам соорудить этот трюк: мы привязали штук десять тростей на дереве. Надо было дернуть за веревочку, чтобы трости «выстреливали», но мы-то хотели, чтобы они все одновременно «выстрелили»! И вот снимаем: идет длинная сцена, когда Михайлов Дорошину начинает целовать, как говорится, заваливает ее. И в это время камера поднимается вверх и показывает панораму, и тут дерево «зацветает» – семь из десяти тростей сработали, кадр был снят с первого дубля! Я посмотрел отснятый материал и ахнул: нам Бог помог, все получилось! Все было экспериментом, дерганьем, мы переживали: будет это смешно или нет. Но когда твоя придумка вызывает хохот в зале и приятие зрительское – это самое важное для режиссера!

ruskino.ruЧтобы не было фальшиво…

Предполагалось, что Василия Кузякина сыграет Александр Михайлов. Но актер был занят и сначала отказывался. Поэтому, как говорит Меньшов, он сам не мог понять, какой именно Вася ему нужен. На пробах попытал счастья Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит». Но пробы эти прошли неудачно. Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера Сергея Юрского, однако потом взял его на другую роль – дяди Мити. В последний момент на съемки все же приехал Михайлов и произнес первые слова роли. Меньшов с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася»…
Кстати, Александр Фатюшин обижался на Меньшова, что тот даже не попробовал его, но на премьере первым подошел к режиссеру и сказал: «Ты победил». Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. Когда же Гурченко согласилась играть, ее тут же, почти без проб, утвердили. К роли жены Кузякина – Нади – по возрасту подходила Любовь Полищук, но режиссера ее проба не убедила. А вот Нина Дорошина, которая уже играла Надю в «Современнике», буквально купалась в роли.
Дядей Митей мог стать актер Евгений Шутов. В исполнении же Сергея Юрского, которому тогда еще и 50 лет не было, деревенский дед получился смешным и театральным. А если б в картине был Шутов – прекрасный артист, а с ним еще настоящая, не смешная бабушка, – получилось бы фальшиво.

Цензура не заметила

www.kievrus.com.uaПосле окончания съемок за свое черное дело взялась цензура. Вот только некоторые ее замечания: сократить количество выпивок; затянута история с Гурченко; подумать, целесообразна ли сцена с цветами на деревьях в конце фильма; сократить танцы – очень нудно; Юрский с его рассказом про умершую жену – эта сцена слишком длинна! И это хорошо, что цензура не заметила киноляпы, которые частенько сопровождают комедии и без которых не обошлись «Любовь и голуби»:
– Эпизод на тренажерах. Раиса рассказывает о бесполых инопланетянах. А у Васи на шее синий галстук, который он купит на рынке несколько эпизодов спустя.
– Раиса приходит домой к Надежде. За окнами глухая ночь (силуэт Раисы вспыхивает во время молнии). Они сидят за столом, горит свет. Далее сцена «Дети, уймите вашу мать!.. Зараза!», удар ногой в дверь, лай собаки. На улице по-прежнему ночь. Далее идет эпизод: Раиса обедает в своей квартире на фоне залитого солнцем окна. Может, это на следующий день? Может быть. Но она говорит: «Мне СЕГОДНЯ сделали очень больно…»
Впрочем, эти немудреные ошибки замечают только те, кто по многу раз пересматривает это фильм. А пересмат­ривают его потому, что очень любят!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*