На этой неделе специалисты МЧС РФ вели работы по подъему затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище теплохода «Булгария». Между тем эксперты и журналисты продолжают обсуждать причины трагедии на Волге, а также анализируют состояние российского речного пассажирского флота. В интервью «Новой неделе» главный редактор сайта «Речной флот» Михаил Архипов объяснил, что, по его мнению, прежде всего приводит к печальным сбоям в системе теплоходного бизнеса. |
|
Штаб поисково-спасательной операции
работает круглые сутки |
Дело не в возрасте, – Михаил, что, на ваш взгляд, стало главной причиной крушения теплохода «Булгария»? – Халатное отношение последних арендаторов «Булгарии» к судну. В 2010 году один из них взял в аренду два однотипных судна: в первое – теплоход «Композитор Глазунов» – он вложился, и проблем с ним не было. А «Украину-Булгарию» арендатор финансировал, судя по сообщениям на нашем форуме, по остаточному принципу. Это привело к тому, что уже в навигацию 2010 года у теплохода были неоднократные проблемы технического характера, о чем делились туристы и члены экипажа на различных Интернет-форумах. Нынешние арендаторы «Булгарии» тоже не вкладывались в ремонт и модернизацию. То есть это не система, а самый что ни на есть человеческий фактор. – Что вы можете сказать о сегодняшнем техническом состоянии речного пассажирского флота России? – Не считая нескольких судов, которые в этом году вывели из отстоя и которые арендаторы поставили на пассажирские линии, оно отличное. Но и эти суда ждет ремонт и модернизация – после произошедшего уже в обязательном порядке. – Можно ли было 56-летней «Булгарии» при ее почтенном возрасте выходить в рейс? – Возраст тут ни при чем. Судно должно иметь хозяина и круглогодичную заботу. Зимой – ремонтироваться и обслуживаться, раз в пять лет проходить капремонт – это обязательное требование для работающих судов. Кстати, на Северной Двине есть пароход 1911 года постройки – ему сто лет, а он работает. Дело тут не в возрасте, а в отношении! Просто к судну надо относиться не как к велосипеду, который осенью поставил в сарай, а весной, накачав шины и подмазав цепь, поехал – оно требует круглогодичного контроля и заботы. А без хозяина, занимающегося судном и ремонтом, можно загубить и совершенно новый теплоход. – Давайте уточним, кто все-таки должен заниматься ремонтом судна – владелец или арендатор? Кто несет большую ответственность за него? – Этот момент прописывается в договоре аренды: владелец может отдать арендатору судно полностью, без команды и ремонта, а может лишь сдать – с экипажем и ремонтом, и тогда все будет на его совести. В случае с «Булгарией» судно отдавали «голым» – поэтому ремонт и подбор команды уже на совести арендатора. – Сколько стоит новый теплоход? И как быстро он окупится для его покупателя? – Теплоходы строят только за границей – наши заводы пока такую продукцию выпускать не могут. Окупаемость нового судна – 20-30 лет, а стоимость теплохода – от 10 млн. евро. |
|
Менять надо – Насколько компетентны сотрудники Речного регистра и других органов надзора на речфлоте? Как расценивать случай с сотрудником Росрегистра Ивашовым, давшим добро на плавание «Булгарии»? – Сомневаться в действиях Ивашова нет причин. На момент сдачи судно вполне могло находиться в том состоянии, которое требует Речной регистр. А уже за дальнейшее его состояние ответственность несут арендатор и команда. Последняя, кстати, должна в течение навигации следить за судном и в случае необходимости (ремонта) извещать арендаторов. – С кого же по порядку надо спрашивать за гибель людей на «Булгарии»? – С команды, арендатора – По словам одного из бизнесменов, теплоходный туризм – самый безопасный вид отдыха, несмотря на трагедию с «Булгарией»… – По сравнению с другими видами транспорта – а я в данном вопросе делаю акцент на прошедшие 50 лет и именно за такой срок веду хронику аварийности на речфлоте – он был и остается самым безопасным. Трагедия с «Булгарией» – исключение из всех возможных правил. Подобного не то что не было – никто подумать не мог, что такое возможно! – Что нужно предпринять в ближайшее время для избежания трагедий, подобных «Булгарии», как в работе системы речфлота, так и в техническом плане на самих судах? – Система работы пассажирского речфлота отлажена и работает без срывов, тут менять ничего не нужно. Менять надо отдельных людей! Плюс ко всему, должна быть ответственность за жизни пассажиров у отдельных горе-дельцов или «судокалифов на час». К сожалению, это никакими нормативными правилами не закрепишь: отдельные люди спят и видят, как бы «отбить» деньги за аренду и при этом заработать. – Ваши главные рекомендации тем, кто собирается в путешествие на теплоходе? – Статистика происшествий свидетельствует, что авто – самый опасный вид транспорта, за ним следуют самолеты и поезда. А речфлот действительно самый безопасный вид транспорта, поэтому не стоит его бояться. Если вы поехали отдыхать на судне, помните, что ваша безопасность зависит в первую очередь от вас. На организационном собрании работа спасательного оборудования будет обязательно продемонстрирована. Не поленитесь – посмотрите пути эвакуации и попробуйте надевать спасательный жилет: в час Х это сбережет вам секунды, о которых не стоит думать свысока. |