Кто ответит за гибель людей на «Булгарии»?

На этой неделе специалисты МЧС РФ вели работы по подъему затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище теплохода «Булгария». Между тем эксперты и журналисты продолжают обсуждать причины трагедии на Волге, а также анализируют состояние российского речного пассажирского флота. В интервью «Новой неделе» главный редактор сайта «Речной флот» Михаил Архипов объяснил, что, по его мнению, прежде всего приводит к печальным сбоям в системе теплоходного бизнеса.

 

Штаб поисково-спасательной операции
работает круглые сутки

 

Дело не в возрасте,
а в отношении

– Михаил, что, на ваш взгляд, стало главной причиной крушения теплохода «Булгария»?

– Халатное отношение последних арендаторов «Булгарии» к судну. В 2010 году один из них взял в аренду два однотипных судна: в первое – теплоход «Композитор Глазунов» – он вложился, и проблем с ним не было. А «Украину-Булгарию» арендатор финансировал, судя по сообщениям на нашем форуме, по остаточному принципу. Это привело к тому, что уже в навигацию 2010 года у теплохода были неоднократные проблемы технического характера, о чем делились туристы и члены экипажа на различных Интернет-форумах. Нынешние арендаторы «Булгарии» тоже не вкладывались в ремонт и модернизацию. То есть это не система, а самый что ни на есть человеческий фактор.

– Что вы можете сказать о сегодняшнем техническом состоянии речного пассажирского флота России?

– Не считая нескольких судов, которые в этом году вывели из отстоя и которые арендаторы поставили на пассажирские линии, оно отличное. Но и эти суда ждет ремонт и модернизация – после произошедшего уже в обязательном порядке.

– Можно ли было 56-летней «Булгарии» при ее почтенном возрасте выходить в рейс?

– Возраст тут ни при чем. Судно должно иметь хозяина и круглогодичную заботу. Зимой – ремонтироваться и обслуживаться, раз в пять лет проходить капремонт – это обязательное требование для работающих судов. Кстати, на Северной Двине есть пароход 1911 года постройки – ему сто лет, а он работает.

Дело тут не в возрасте, а в отношении! Просто к судну надо относиться не как к велосипеду, который осенью поставил в сарай, а весной, накачав шины и подмазав цепь, поехал – оно требует круглогодичного контроля и заботы. А без хозяина, занимающегося судном и ремонтом, можно загубить и совершенно новый теплоход.

– Давайте уточним, кто все-таки должен заниматься ремонтом судна – владелец или арендатор? Кто несет большую ответственность за него?

– Этот момент прописывается в договоре аренды: владелец может отдать арендатору судно полностью, без команды и ремонта, а может лишь сдать – с экипажем и ремонтом, и тогда все будет на его совести. В случае с «Булгарией» судно отдавали «голым» – поэтому ремонт и подбор команды уже на совести арендатора.

– Сколько стоит новый теплоход? И как быстро он окупится для его покупателя?

– Теплоходы строят только за границей – наши заводы пока такую продукцию выпускать не могут. Окупаемость нового судна – 20-30 лет, а стоимость теплохода – от 10 млн. евро.

 

 

Менять надо
отдельных людей!

– Насколько компетентны сотрудники Речного регистра и других органов надзора на речфлоте? Как расценивать случай с сотрудником Росрегистра Ивашовым, давшим добро на плавание «Булгарии»?

– Сомневаться в действиях Ивашова нет причин. На момент сдачи судно вполне могло находиться в том состоянии, которое требует Речной регистр. А уже за дальнейшее его состояние ответственность несут арендатор и команда. Последняя, кстати, должна в течение навигации следить за судном и в случае необходимости (ремонта) извещать арендаторов.

– С кого же по порядку надо спрашивать за гибель людей на «Булгарии»?

– С команды, арендатора
и владельца.

– По словам одного из бизнесменов, теплоходный туризм – самый безопасный вид отдыха, несмотря на трагедию с «Булгарией»…

– По сравнению с другими видами транспорта – а я в данном вопросе делаю акцент на прошедшие 50 лет и именно за такой срок веду хронику аварийности на речфлоте – он был и остается самым безопасным. Трагедия с «Булгарией» – исключение из всех возможных правил. Подобного не то что не было – никто подумать не мог, что такое возможно!

– Что нужно предпринять в ближайшее время для избежания трагедий, подобных «Булгарии», как в работе системы речфлота, так и в техническом плане на самих судах?

– Система работы пассажирского речфлота отлажена и работает без срывов, тут менять ничего не нужно. Менять надо отдельных людей! Плюс ко всему, должна быть ответственность за жизни пассажиров у отдельных горе-дельцов или «судокалифов на час». К сожалению, это никакими нормативными правилами не закрепишь: отдельные люди спят и видят, как бы «отбить» деньги за аренду и при этом заработать.

– Ваши главные рекомендации тем, кто собирается в путешествие на теплоходе?

– Статистика происшествий свидетельствует, что авто – самый опасный вид транспорта, за ним следуют самолеты и поезда. А речфлот действительно самый безопасный вид транспорта, поэтому не стоит его бояться.

Если вы поехали отдыхать на судне, помните, что ваша безопасность зависит в первую очередь от вас. На организационном собрании работа спасательного оборудования будет обязательно продемонстрирована. Не поленитесь – посмотрите пути эвакуации и попробуйте надевать спасательный жилет: в час Х это сбережет вам секунды, о которых не стоит думать свысока.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*