Почему Елабуга старше Челнов?

Все мы, жители прикамских городов и сел – челнинцы, менделеевцы, нижнекамцы, – гордимся событием, привлекшим в августе 2007-го внимание всей страны – 1000-летием Елабуги. Многие из нас побывали в городе-юбиляре, прошлись по его древним улицам, полюбовались обновленными, приукрашенными зданиями – памятниками истории, архитектуры и даже искусства (всего их в Елабуге чуть ли не 400!) Встречались с гордыми за свою историю елабужанами.
Отблески елабужской славы пали на все Нижнее Прикамье. Поэтому есть смысл высказаться по некоторым вопросам.

Преемственность – показатель
возраста

Чертово городище –
одна из визитных карточек 1000-летней Елабуги…
На одной из встреч по поводу презентации моей книги «Наш край: Нижнее Прикамье» говорилось о том, что Набережные Челны, расположенные совсем рядом с Елабугой – на том берегу Камы, – тоже, должно быть, древний город. Что им не 381 год, а, по крайней мере, на полтысячи больше. Что мы не так уж отстали от Алабуги-Елабуги в годах заселения своих территорий.
В чем-то автор такого предположения прав. Заселению мест по малым речкам Челна-Шильня не меньше лет, чем древнейшим археологическим памятникам, которые расположены на месте современной Елабуги – по нижнему течению Тоймы.

Но тут должны последовать некоторые разъяснения. На территории нашего города, немного северо-восточнее автожелезнодорожного вокзала, известен археологический памятник «срубников». Ему не менее 3000-3500 лет. Но мы не можем гордиться славой, подобной, например, древнему Карфагену, и даже выбрать из этих тысячелетий то количество веков, которое бы сблизило нас с Елабугой. Все дело в том, что сроками существования поселения людей, согласно принятым в науке правилам, считаются только те, непрерывность которых доказана. У Елабуги эта преемственность жизни поколения за поколением прослеживается, а у Набережных Челнов – нет.

При Тамерлане
Челнов еще не было

Только два исторических экскурса на эту тему. Ученым известна книга татарского историка XVI века Хиссам-эд дин Булгари «Таварихе Булгари». Именно по ней профессор Московского университета К.И. Невоструев сделал открытие Ананьинского археологического памятника. Автор рассказывал, что хан Тимур-Аксак, более известный как Тамерлан, разгромив Алабугу за непокорность, посетил могилы на «устье Тоймы». Затем, судя по повествованию, он со своим войском переправился на левый берег Камы, где вынужден был задержаться, так как началась зима, выпал снег.

И здесь мы делаем другое открытие. Хан посетил на левобережье Мензелю, останавливался в деревне Мялькас. Был на речке Вагран, на устье речки Ирня, где «есть высокая гора» – в районе нынешнего Заинска. Автор летописи хорошо знал эти места и потому уверенно их называет. Мало того, эти географические названия из «Таварихе Булгари» точно идентифицируются на карте. Но почему тогда Хиссам-эд дин Булгари ни разу не упоминает Чаллы или Яр Чаллы, которые должны были быть в центре вышеназванных мест? Почему Тимур-Аксак обошел этот город, не разрушил его, не сжег или, наоборот, не почтил своим присутствием? Потому, что еще в конце XV века такого булгарского города не было.

Не было Чаллов и в начале XVII века, к 1626 году, когда бывшие новгородцы получили земли от речки Шильни до речки Бикляне, от устьев до истоков лежащие в «в пустоши». Земли эти к тому времени были собственностью царской семьи, и «государевы чалнинские крестьяне» получили их «по государеву указу». Никакого другого населения крестьяне не потеснили, так как его здесь не было. Лишь с весны 1626 года начинается постоянный отсчет годам, когда в междуречье Челны (Чаллы) – Шильня (Шильва) начинается история сел, переросших в современный город Набережные Челны.

…а улица Центральная – Набережных Челнов

«Некоронованная» столица Татарстана

И что же мы, челнинцы, должны нести «печаль своей исторической ущербности» в соседстве с прекрасной «великовозрастной» Елабугой? Да ни в коем случае! На то есть ряд причин.

В России немного подобных нашим краям мест, где на берегах величавой реки, в окружении корабельных лесов национального парка сформировалась бы компактная городская агломерация, индустриальной основой которой являются энергетика, нефтехимия и автомобилестроение (базовые отрасли экономики любой страны!). У каждого города есть свой примечательный, ему присущий «норов». Пусть Елабуга будет развиваться как туристический уголок, университетский город, промышленная зона. Нижнекамск станет сердцем мировой нефтехимии, научным центром по каучукам и полимерам. У Набережных Челнов свой статус – статус одного из крупнейших центров дизельного тяжелого автомобилестроения, а также перспектива стать основой средневолжского автомобильного кластера, технополиса. По темпам экономического роста, по успехам в сфере социального развития наш город неофициально считается «некоронованной» столицей всего региона.

У этих трех городов с населением более 800 тысяч человек есть перспектива сближения и слияния в мегаполис. Это предвиделось в научно-проектных прогнозах предыдущих лет. Вспомним некоторые из них.

> Создание монорельсовой дороги «город Нижнекамск и его промышленная зона» и продление скоростного и безопасного транспорта до Набережных Челнов.
> Создание метро в городе Набережные Челны с миллионным населением и выходом его в города-соседи.
> Вывод трамвайных линий (электрички) по плотине ГЭС к садовым обществам на окраине Елабуги и дальше к городу-соседу.
> Переход селитебной части города Набережные Челны на правый берег Камы.
> Строительство нового мостового перехода через Каму.
Темпы развития наших городов уже сейчас таковы, что перспективы образования мегаполиса кажутся не такими уж и далекими.

О рабочих местах в Челнах — в нашем следующем материале.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*