«Вечерний Ургант»: спорное шоу

Сегодня речь пойдет об одной популярной шоу-программе. Теперь ложиться спать с настроением по замыслу «Первого канала» можно после просмотра шоу «Вечерний Ургант». Свою оценку программе и тому, насколько убедителен в новом качестве главная звезда нашего развлекательного ТВ Иван Ургант, дает эксперт «Новой недели» известный телеобозреватель Александр Мельман.

«Порой складывается ощущение,
что Ургант не знает, как пошутить, что очень странно»

Реальная борьба
за рейтинги

– Александр Иосифович, впервые формат шоу, который мы видим в «Вечернем Урганте», появился в России в начале 1997 года, и называлась программа «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Как бы вы оценили тот первый опыт подобных шоу с музыкой, шутками и беседами с интересными людьми?

– 15 лет назад никто не скрывал, что «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» – это аналог американского ночного шоу, что закуплены права на эту программу, а не сворована очередная идея, и по сравнению с тем, что делает в новом проекте Иван Ургант, то шоу для меня было более позитивным. Во-первых, господину Угольникову для проявления всех своих многочисленных талантов давалось много времени – шоу шло около часа. Во-вторых, в той программе создавались действительно хорошее настроение и хорошая атмосфера – Угольников хорошо пел и интересно беседовал. В-третьих, Угольников был на своем месте, в-четвертых, Игорю блестяще помогал музыкант Левон Оганезов. В том шоу все было замечательно, и на фоне Урганта Угольников, мне кажется, был просто верхом совершенства. А закрылась та программа не из-за рейтингов: в то время им не придавали значения – там были какие-то внутренние причины.

– Почему вновь появилось подобное шоу?

– Вот это уже реальная борьба за рейтинги ночного сегмента телеканалов. Он для ТВ сейчас очень важен, и его надо выигрывать у конкурентов. У «Первого» в этом сегменте шли сериалы – шли неплохо, но, видимо, уже приелись. В это время телевизор смотрят люди более интеллигентные, более продвинутые и креативные, а Иван Ургант – личность всепобеждающая. Как недавно сказали: «Где Ургант, там и победа!»

Смотрите, он ведет «Смак», в «Прожекторперисхилтон» у него ведущая роль, а в «Большой разнице» у него прекрасный конферанс с Цекало, хотя и хорошо отрежиссированный. Ургант заполняет пространство собой и сам ложится в эту форму, а это уже победа. Но в «Вечернем Урганте» ему требуется более ироничная подача и необходимость шутить на актуальные и оппозиционные темы – ведь программу-то смотрит креативный класс.

Плюсов практически не вижу

– Каковы плюсы и минусы нового вечернего шоу по сравнению со своим предшественником 1997-1998 годов?

– Плюсов у этой программы я практически не вижу. Что касается минусов, то тут нужно перейти к стилистике и содержанию. У Угольникова все это гармонировало, к примеру, с оркестром: в его программе он умело работал настроенчески, а Оганезов был соведущим. В «Вечернем Урганте» оркестр выглядит, как 33-й зуб или пятое колесо. Далее – оказывается, господин Ургант не умеет брать интервью! Да, здесь нужен короткий формат интервью – быстрый, ироничный, легкий, но он должен быть значимым!

 

Вот в понедельник у Урганта был Михаил Ефремов, и о чем они говорили? Да ни о чем – вопросы были не просчитаны и не точны! Если это не просчитывается заранее, значит, это проблема авторов программы. Затем – шутки. Порой складывается ощущение, что Ургант не знает, как пошутить, что очень странно: либо Иван не подготовлен к шутке, либо получается, что ее так и надо представить в программе, но тогда она выглядит непонятной.
Возникает вопрос и о цензуре. Человек вроде бы демонстрирует в шутке смелость, но при этом смущается, как это было с шуткой про Удальцова («Как говорит Сергей Удальцов в каждом отделении полиции: «До завтра, ребята!» – прим. ред.). Конечно же, это был намек на Болотную, но в итоге получилась какая-то недошутка. – Значит, смешного в новом шоу вы обнаружили мало…– Когда Познер и Сванидзе в первом выпуске давили яйца с изображением ведущих своих каналов, это выглядело скорее глуповато. Зато я понял сверхзадачу этой программы! Вскоре увидев Урганта в «Центральном телевидении» у Такменева, затем Ефремова у Урганта с упоминанием идущего по каналу «Россия-1» фильма «МУР», где играет Михаил, задача вырисовывалась следующая – объединить все три канала доброжелательным Ургантом и показать, что телеканалы не враги, а это, видимо, важнее, чем какие-то политические шутки. «Война», наверное, продолжается, но «Вечерний Ургант» выполняет роль доброжелательной миссии.

– Выходит, цензура – главная проблема для «Вечернего Урганта»?

– На самом деле главная задача для этого шоу – как прийти к преодолению несвободы. Да, на пути лежат барьеры, но это нормально – ничего не дается сразу, и, значит, надо преодолевать барьеры в виде несвободы с помощью ума, таланта, иронии. Мы все прекрасно знаем, как люди преодолевали цензуру в советское время, а нынешняя цензура вообще очень зыбкая, и ее пробивать гораздо интереснее, но у авторов «Вечернего Урганта» это не получается.

Свобода снижает уровень юмора

– По-вашему, вечерняя программа от «Первого» может получиться только при полной свободе творчества Урганта и К?

– Не соглашусь: свобода – условие необходимое, но недостаточное. Качество советского юмора и кинематографа было выше нынешнего – несмотря на несвободу, у людей был талант, а всегда все задачи решает мера таланта. Талант есть и у Ивана Урганта, но, посмотрев новое шоу, почему-то в этом начинаешь сомневаться.

На то, что придет свобода, надеяться не стоит – может, она вообще в Россию никогда не придет! К тому же вспомните свободу и гласность 90-х – почти все известные юмористы ее не выдержали: ни Винокур, ни Шифрин, ни Измайлов. Свобода только снижает уровень юмора, а массовый зритель превращается в толпу, которая хочет чего-то попроще. Исключением 90-х я считаю Шендеровича, чья сатира в тех же «Куклах» была очень жесткой.

– Получается, верным должен быть курс «Вечернего Урганта» на сатиру?

– Если создатели программы взяли курс на актуальность и на то, что происходит в стране, то в эфире не должен быть юмор с намеками вместе со стыдливостью от этих же намеков. Может, Иван Ургант пока не умеет подавать такие вещи, поскольку он не сатирик, но он же хороший импровизатор, и это качество должно работать! Для большого успеха «Вечернего Урганта» в программе должна быть либо жесткая сатира, либо авторы должны дать зрителю многосмысловую иронию, а это сложнее – тут уже надо «быть Жванецким». Хотя пока у шоу ничего не получается, будем ждать – надежда умирает последней.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. А мне нравится — с нетерпением жду каждый выпуск

  2. По крайней мере, нетипичный формат для тв 🙂

Оставить комментарий к Александр Агафонов Отменить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*