Без денег гастарбайтеров республика загнулась бы!

«Новая неделя» представляет заключительную часть беседы с руководителем направления Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина о нынешнем положении и перспективах российско-таджикских отношений, вновь пошатнувшихся этой осенью.
 

«Доходы мигрантов превышают налоги бюджета,
поступления от внешней торговли алюминием, хлопком и золотом»
 

– Андрей Валентинович, насколько важен Таджикистан для России сейчас и в будущем?

– Экономики в наших отношениях очень немного, если отбросить, конечно, трудовые таджикские ресурсы. А их в нашей стране по разным данным от 800 тысяч до 2 млн. человек, и они в прошлом году перевели на родину более 2 млрд. 100 млн. долларов, а за восемь месяцев – 1 млрд. 800 млн. долларов, и это только официальные цифры. Сравните: недавно в Таджикистане утвердили доходную часть бюджета, и она составила 2 млрд. 100 млн. долларов, а расходная – 2 млрд. 200 млн. Таким образом, доходы мигрантов превышают налоги бюджета, поступления от внешней торговли алюминием, хлопком и золотом.

Это официальные цифры, и понятно, что сюда не вошли доходы от афганского героина – их подсчитать, сами понимаете, очень трудно. Но главное – без денег, присылаемых мигрантами, республика давным-давно загнулась бы, причем очень быстро!

А важным для нашей страны является геополитический вопрос: горы таджикского Памира – это тот регион, где сходятся интересы России, Китая и Ирана, который этнически является самым близким для таджиков государством, и, по сути, таджики ощущают себя островком персидского мира, окруженного не очень дружественными соседями. Но в силу объективных причин Иран не может заменить собой Россию и стать полноценным донором и гарантом без-опасности для Таджикистана. Ясно, что если проблемы в том же Афганистане будут развиваться так, как сейчас, и когда США и их европейские друзья покинут Афганистан, у таджиков возникнет море проблем. И у нас, соответственно, тоже.

Поэтому бросить Таджикистан Россия не может как из-за геополитических моментов, так и из-за прозрачности границ в этом регионе. Сейчас Россия занимается обустройством границ Казахстана со всеми среднеазиатскими республиками, но сотни и тысячи километров неохраняемых границ – это все-таки российская проблема.

– Трое из нынешних среднеазиатских лидеров – Каримов, Назарбаев, Бердымухаммедов – люди авторитарного типа. Как на их фоне смотрится президент Таджикистана Эмомали Рахмон? Каковы особенности его управления государством?

– Внешне он смотрится абсолютно так же, но в силу наследия гражданской войны и особенностей таджикской элиты Эмомали Рахмон менее авторитарен. Абсолютной и никем не оспариваемой власти у него, конечно, нет. Но принцип-то власти один и тот же – жесткая вертикаль во главе с единственным лидером, которого окружают семья и близкие родственники, близкие коллеги и друзья, поэтому доступ к Рахмону очень ограничен.

Но в Таджикистане, в отличие от Казахстана или Узбекистана, количество людей, которые могут повлиять на президента при решении тех или иных вопросов – экономических, внешнеполитических, кадровых, гораздо больше – слишком уж большая у Эмомали Рахмона семья. Она контролирует всю сколько-нибудь доходную экономику – что официальную, что неофициальную, и при таком количестве родственников проконтролировать президенту все в стране попросту не удается.

Но дело все-таки не в родственниках. На мой взгляд, президент Рахмон в плане управления государством уступает Каримову и Назарбаеву, потому что у тех есть десятилетия управленческого опыта на не самых последних руководящих должностях еще в советское время, поэтому Рахмон смотрится недостаточно опытным.

– Гражданская война, наверняка, тоже сказалась на оттоке специалистов из этой страны…

– Конечно. Гражданская война повыбивала или вытеснила из страны очень значительную часть людей, имеющих сносное образование, управленческий опыт и так далее. И эта травма чувствуется в республике до сих пор – в Таджикистане очень мало квалифицированных специалистов, способных адекватно реагировать на вызовы сегодняшнего времени.

И те же кризисы, которые возникают сегодня по линии российско-таджикских отношений, не в последнюю очередь объясняются отсутствием грамотного, четкого и умного менеджмента с таджикской стороны. Субъективизм создания проблем и другим, и себе на пустом месте просто бросается в глаза, причем очевидно, что выигрыша для таджикской стороны там нет!

Да, тот же Ислам Каримов тоже создает себе проблемы с Россией, но он извлекает худо-бедно из них выгоды – политические, материальные, в сфере безопасности и так далее.
А Эмомали Рахмон проблемами, о которых мы говорили в начале, создает ущерб именно себе. И сейчас отношение к нему в Москве стало заметно хуже, нежели пять лет назад.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*