Как я был «Трезвым алкоголиком»

Это, пожалуй, единственный материал, к которому мне не хочется писать никаких вводных строк. Надеюсь,
что читатели «Недели» поймут – почему…

И встретил Билл Боба

Жил когда-то в городке Акроне американского штата Огайо человек с простым именем Билл. Этот мужик чуть ли не с раннего детства привык (да и полюбил) «закладывать за воротник». Когда выпивал – чувствовал себя лихим парнем на горячем скакуне или толстосумом с пачками банкнот в каждом кармане. Но протрезвление в придорожной канаве наводило его на другие, весьма нерадужные мысли! Все краски смывались в мутной воде, голова раскалывалась,
а в кармане…

 

В том же городке в то же время жил и практиковал некий доктор Боб. Впрочем, как и когда практиковал? Только когда был трезв, естественно. А это случалось все реже и реже! Невоздержанный эскулапишка стал со временем терять одного потенциального клиента за другим.И понял: если не случится какого-нибудь чуда, он вконец разорится.
Размышляя подобным образом, доктор направился прямиком в… ближайший бар. Где и встретил того самого Билла. Они выпили по стаканчику, поведали друг другу о своих бедах, поклялись встретиться снова «на том же месте, в тот же час». Но встреча состоялась гораздо раньше. Направившись из бара в противоположные стороны, они вернулись к исходной точке буквально через… полторы минуты! И каждый бросился рассказывать другому обо всем, что с ним стряслось за годы пьянства.

И – черт возьми! – два закоренелых алкоголика поняли, что совместно, общими усилиями, поддерживая друг друга, они могут значительное время оставаться трезвыми. Вскоре они обнаружили и то, что их трезвость укрепляется еще больше, когда они делятся ею с другими. И уже по прошествии нескольких месяцев в Акроне стала регулярно собираться небольшая группа трезвых алкоголиков. Постепенно их численность увеличилась до ста человек.

В 1939 году в Америке небольшим тиражом вышла книга «Анонимные Алкоголики». И процесс, как говорится, пошел! Название за обществами, которые стали распространяться по всем штатам, сохранилось и по сей день. Буквы эти – АА – во-первых, интернациональные; во-вторых, стоят везде (и в телефонных справочниках, и в поисковиках Интернета) на первом месте. Что весьма удобно для привлечения новых друзей.

По соседству с КВД…

Я все это знал назубок. Почему знал? Ваш покорный слуга лет 15 тому назад (работая в другом печатном издании!) проник на заседание местного Общества анонимных алкоголиков. Тогда его помещение располагалось в поселке ЗЯБ, в пятиэтажке напротив КВД (кожвендиспансера).

Соседство, сами понимаете, не располагало к особым откровениям. Тем паче, что в том же подъезде, где ютился клуб АА, находился и пункт приема ваучеров, и кабинет загадочной «целительницы и экстрасенса Настасьи». Но после пары-тройки моих посещений занятий местной организации АА я привык к обстановке. Да и несчастные алкоголики ко мне привыкли.

Тогда количество постоянных членов общества, насколько я мог судить, не превышало 5-7 человек. Остальные мало чем отличались от меня – приходили только на одно, либо на два-три занятия, не более! Естественно, какой же дурачок взамен ежедневной рюмки или кружки пива перед телевизором потащится к черту на кулички только для того, чтобы бить в грудь перед незнакомыми людьми, уверяя их в том, что он – алкоголик!

Бред? Вот и я так думал. сейчас решил по-новому взглянуть на все это. И о том, что получилось, – поведать вам.

Пара капель за воротник

По тому адресу, где некогда находилось помещение Общества анонимных алкоголиков (для краткости я буду называть его просто ОАА), о таковом уже много лет не слышали.
В службе 09 также никакой определенной информации не имелось. Пришлось прибегнуть к «палочке-выручалочке» в виде Интернета.

Он-то мнеи выдал телефон челнинского ОАА.

Звоню.

Если бы я был простым алкоголиком, неожиданно поборовшим в себе «зеленого змия», решившимся ступить на путь трезвости, то после этого звонка сразу побежал бы в магазин за 40-градусной или к холодильнику за бутылочкой пива! Ибо женский голос на том конце провода был наполовину раздраженным, наполовину равнодушным.

А в конце разговора дама вообще сорвалась на крик. Как бы то ни было, мне все ж таки удалось выяснить у нее адресок нового места расположения ОАА, а также дни и время собраний.

К встрече с последователями Билла и Боба нужно было основательно подготовиться, ведь в последний раз я с «трезвыми алкоголиками» встречался полтора десятка лет назад. Кое-что откопал в памяти, что-то почерпнул из откровений любимого американского писателя Стивена Кинга, некоторые вещи «подглядел»
в Интернете…

Перед самым отъездом по адресу тщательно выбрал одежду, посчитав, что являться на собрание в слишком уж цивильном «прикиде» для алкаша с большим стажем
(а именно таким я себя и решил позиционировать) будет не совсем правильным. Накинул старый джинсовый костюм, щедро плеснул на него из бутылки (спасибо пьющей соседке!), а по дороге купил в ларьке и тут же опустошил полулитровую баночку безалкогольного пива – для запаха!

Длинная девятиэтажка, коих полным-полно в Новом городе; неприметный подъезд. Около входа, правда, тусовалась пара мужичков, к одному из которых я и обратился с витиеватой фразой:

– Имею желание бросить пить, но не имею возможности. Имею возможность посетить собрание «анонимщиков», но не имею точного адреса. Не подскажете?

Как выяснилось, теперь челнинское ОАА арендует помещение бывшего пионер-ского клуба. И занимает не солидную площадь, как некогда в поселке ЗЯБ, а всего лишь скромненькую квартирку на первом этаже. С «убитым»
в хлам санузлом, с комнатами, требующими основательного ремонта. Понятно, что все это не от хорошей жизни. Это ж вам не офис какого-нибудь «кодировщика», имеющего
с каждого клиента большие деньги за призрачный шанс вернуться к трезвой жизни!

Первое
впечатление

Хочу сразу предупредить читателей: уважая анонимность этих алкоголиков, я не только буду заменять их имена на буквы, но и для пущей конспирации прибегну к латинице.

А пока S, заранее избранный ведущим очередного собрания, приглашает всех в комнату общего сбора. Все рассаживаются на разнокалиберных стульях и пуфиках. Вначале зачитывается длинное вступление, некие «заповеди ОАА», традиционные для каждого собрания. Затем председательствующий говорит:

– Давайте представимся – по кругу – и выразим свое отношение к алкоголю.

И начинается:

– Привет, я D, и я – алкоголик.

Все хором: – Привет, D!

– Привет, я N, и я – алкоголик.

Все хором: – Привет, N!

И так далее, и тому подобное.

Затем председательствующий начинает оглашать первые строки из специальной программы «12 шагов». Но делает это так уныло… Аж скулы сводит! Брошюра идет по кругу, и некоторые, представившись окружающим, зачитывают из нее отдельные пункты. Так же, как и председатель, читают они, словно на похоронах, – вяло, без эмоций. Создается впечатление, что все это им давно уже надоело, словно выполняют они некую повинность, которой не видно конца. Уже потом, в перерыве, я задал председательствующему вполне резонный вопрос:

– Для чего перед каждым собранием вы затеваете эту бодягу с оглашением списка 12 шагов? Не кажется ли вам, что подобная тягомотина может отпугнуть новичков?

Ответ S последовал незамедлительно, будто выученный назубок урок первоклассника:

– Да, практически со времени основания первого Общества анонимных алкоголиков подобные вопросы возникали. Многие ратовали за то, чтобы начинать собрания без традиционного уже вступления. И кое-где подобный отказ применялся. Но это всегда приводило к бардаку, к тому, что каждый старался первым взять слово, к неразберихе… В итоге, каким бы это ни было «занудством» (как вы считаете), но от этого никуда не деться. Это, в первую очередь, дисциплинирует. Ну
а тот, кто действительно пожелал встать на путь трезвости, подождет и 10 минут,
и 15, и полчаса, если нужно!

Что ж, подождал и я…

Новички
без права голоса

А председатель тем временем, открыв очередную брошюрку, начал зачитывать из нее откровения некоего алкоголика, вставшего на путь истинный. Черт побери, если на месте S стоял бы даже третьесортный актеришка провинциального театра, я бы пал ниц и прослезился! Но очередное монотонное бурчание…

Что ж, стерпим пока и это. Но что же дальше? Ну а дальше началось самое интересное. Откровения! Любой желающий мог рассказать обо всем, что на данный момент его тревожило (не отклоняясь от темы, конечно). Все его внимательно выслушивали. Однако, если «докладчик» был не особо красноречив – а таких собралось большин-ство! – то и слушали-то его без особого интереса. Некоторые даже внаглую переговаривались между собой, не понижая голос до шепота. Сплошное бескультурье! Меж тем, когда очередь доходила до них, они просто испепеляли взглядом тех, кто по-смел хоть чем-то нарушить ход их выступлений.

Лично мне очень понравилась речь F, немолодого (как потом выяснилось, 51-летнего) мужчины. Он не был ни актером, ни риториком. Говорил в грубоватой манере, часто едва сдерживая матерные слова. Но как он держал аудиторию! Даже я, после многолетних занятий в театральной студии, так бы не смог. Его слова буквально проникали в душу. Я просто влюбился в этого человека. Позови он на взятие Пентагона – побежал бы, не раздумывая!

Уже дома, прослушав запись его выступления, я не нашел в ней ничего выдающегося и берущего за душу. Видимо, на со-брании большую роль играло и визуальное восприятие «докладчика». Харизма, одним словом!

Но вернемся к первой части собрания. У меня имелось множество комментариев, которые, кстати, разрешалось озвучивать после завершения каждой исповеди. Однако, как выяснилось, новички на первом присутствии права голоса не имеют. Им нельзя во время собрания даже шепотом задать соседу хоть какой-нибудь вопрос!
Кстати, я и эту проблему решил. Просто писал вопросы в захваченной с собой тетрадке. А оппоненты также письменно мне отвечали. За этот «трюк» я даже снискал одобрение председателя. В перерыве он дружески похлопал меня по плечу:

– Правду говорят, что алкоголики – народ изобретательный. Вот тебе нельзя было рот раскрывать – ты быстро нашел выход. Честно говоря, у нас до этого пока никто не додумался!
Так вот, все свои комментарии я оставил на перерыв (а он, как и в школе, наступал после каждых 45 минут) и на самое окончание встречи. Особо общаться со мной никто не собирался. Народ кучковался группками, кто-то курил, кто-то интересовался – будут ли собрания во время ноябрьских праздников…

По рублику на чай

После перерыва все вернулись в комнату для собраний. Кстати, я забыл упомянуть о том, что в ходе всей встречи к общему количеству присутствующих (которых вначале было от силы 10 человек) постоянно присоединялись опоздавшие по той или иной причине. Отмечу также, что за эти опоздания их никто не ругал.
Вскоре занятыми оказались все стулья, кресла и пуфики в комнате.

Я, отвлекшись на звонок по мобильнику (для ответа пришлось выйти в коридор), моментально лишился своего места – его заняла очаровательная девушка. (Неужели и она – алкоголичка?!) Что ж, присел на подлокотник кресла. И тут же был вознагражден чашечкой крепкого чая, который заварил специально для меня один из членов ОАА.

Чай и выпечку эти ребята покупают на собственные деньги. Вернее на то, что окажется в шапке, пущенной по кругу. Кто-то, в связи с тяжелым материальным положением может вообще ничего не положить. И за это его никто не осудит, и чай на следующем собрании он будет пить наравне со всеми!.. Лично я, хотя и не собирался приходить сюда еще, опустил в шапку купюру. Ведь ребята не на выпивку собирают!

В этот вечер я познакомился с еще одной традицией местного ОАА. И даже принял в ней участие. Оказалось, что у двух опоздавших дамочек в этом месяце – дни рождения! На подарки им, естественно, не скидывались, но вот две замечательные огромные открытки пошли по рукам…
И каждый там мог написать любое пожелание от души.

Это работает!

Теперь, наверное, нужно перейти к серьезным вещам. А именно – к проблемам местного ОАА. Как уже говорилось ранее, общество меняло помещения одно за другим. И, как вы понимаете, отнюдь не из-за того, чтобы большей части анонимных алкоголиков было проще добираться до места. Напомню, что ОАА – организация не частная, не бюджетная. Ни одной копейки «с небес» или от спонсоров. Еле-еле перебиваются
с оплатой аренды. Потому-то
и меняют помещения – с огромного зала в поселке ЗЯБ до убогой квартирки в 4-м комплексе Нового города. И никому до них дела нет!

Покинув ставшим за два часа таким близким мне общество людей, поверивших в свое «безрюмочное» будущее, я, трясясь в «Газельке», передумал многое. Пусть это веяние пришло к нам с Запада, пусть в его доктринах есть что-то непонятное простому российскому человеку… Но ведь эта система действует! Например, лично я знаю как минимум двух человек, которым ОАА помогло избавиться от алкогольной зависимости. Не буду утверждать, что навсегда. Но ведь примерно так в одном из постулатов АА и сказано: «Начни с малого. Не пей сначала час. Потом – до вечера. Потом – полный день. И так далее…»

Не нужно отождествлять их с какой-то сектой. Они просто пытаются помочь тебе и твоим близким. Искренне пытаются. Хотя порой со стороны это выглядит немного наивно, смешно и скучно… Но это работает!

А о том, что бывает при встрече с фальшивым алкоголем, читайте в нашем другом сюжете.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. Может автор дать телефон анонимных алкоголиков? Спасибо

  2. автору хорошо бы узнать про эффективность таких обществ. сколько процентов реально завязывают?

  3. Телефон местного Общества АА 36-19-93

  4. Да, это работает. Я из Петербурга. Прошел курс , можно сказать, учебы. в Доме Надежды на Горе. Это пригород СПб. ст ж.д. Можайская. Уже скоро будет 3 года как я не пью вообще. До этого не было дня чтобы я не выпил, последний запой длился 2 месяца. И вот теперь началась новая жизнь. Устроился на хорошую работу. Сьездил на отдых в Турцию. Купил профессиональный фотоаппарат, занялся фотографией.. И за все спасибо АА

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*