Выдержит ли экология удар промышленности?

Камский регион, куда входят Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск, Елабуга и еще ряд городов, все больше наращивает промышленные «мышцы». С одной стороны, хорошо – сюда стекаются инвестиции, работа есть,
и есть развитие. Но дорого ли мы заплатим за это благополучие? Выдержит ли экология Камского региона столь мощный рост промышленности – такой была тема «круглого стола», организованного газетой «Новая неделя».
 

 

Воздух стал чище,
но люди жалуются

Очевидно, что за последние годы развитие Камского региона идет впечатляющими темпами: запуск первой очереди «ТАНЕКО» в Нижнекамске, строительство комплекса по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний» в Менделеевске и предприятий в особой экономической зоне «Алабуга», грандиозные планы у компании «ТАИФ», «КАМАЗ», как всегда, не стоит на месте. Это не может не радовать, поскольку дает нам новые рабочие места, достойную зар-плату и надежду на то, что не будет серьезного оттока ценных кадров из республики. Но, с другой стороны, многих беспокоит вопрос: как мощное развитие промышленного потенциала Камского региона увязывается с экологией?

Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин

Айрат Насыбуллин

– Этот вопрос очень непростой. 21% всей промышленности республики размещен в Камском регионе. Самый мощный производственный потенциал Татарстана куется в Нижнекамске, Набережных Челнах, Заинске, Менделеевске, Елабуге, а их жители стали заложниками роста промышленности. Эти города будут развиваться и дальше, и, конечно, нагрузка на экологию Камского региона будет только увеличиваться, и это естественно: любая промышленность и строительство априори считаются негативно воздействующими на среду. Это неоспоримо.

:

Но, с другой стороны, как идет это развитие? Если говорить о «КАМАЗе», то около
2 млрд. рублей автогигант направляет на производство экологически чистого двигателя «Евро-4» и «Евро-5», принята экологическая программа ОАО «КАМАЗ» до 2015 года, затраты на реализацию которой составят 16,5 млрд. рублей. То есть развитие градообразующего предприятия идет с обязательной модернизацией.

За последние 20 лет в экологической ситуации в Набережных Челнах произошли кардинальные изменения. Если раньше в нашем городе от стационарных источников за год выбрасывалось 77-80 тысяч тонн загрязняющих веществ, то теперь мы можем похвастаться цифрой в 14 тысяч тонн. Какой город России добился такого же снижения выбросов? Да никакой! И это связано не только с сокращением производства. Да, на «КАМАЗе» был пожар, но предприятие вышло из сложной ситуации, сделав ставку на модернизацию, закупку нового оборудования, и это вызывает у меня как эколога радужные настроения. По крайней мере, от флагмана челнинской промышленности ничего страшного ждать не следует.

Крупные челнинские предприятия животноводческой отрасли также инвестируют немалые средства в экологичные технологии. «Камский Бекон» направляет 1,6 млрд. рублей на создание производства зам-кнутого цикла. Если проект будет реализован, то Татарстан станет независимым по этой продукции в части продовольственной безопасности. На «Камском Беконе» будут использоваться самые передовые технологии. «Челны-Бройлер» вкладывает 308 млн. рублей в реконструкцию птицефабрики, при этом львиная часть этих средств идет на очистные сооружения. То есть мы пытаемся совместить мощный скачок производственного комплекса с экологической безопасно-стью. Пока нам это удается.

Наш сосед по Камскому региону – Елабуга – создает идеальные экологические условия для размещения резидентов особой экономической зоны «Алабуга». Здесь построены сооружения по очистке ливневых стоков мощностью 400 кубометров в сутки – другие предприятия о таком оборудовании могут только мечтать. Наш регион развивается разумно, принимая во внимание жизнь и здоровье населения, и инвестор сюда приходит не на два дня, чтобы быстро отработать вложения, загубить здесь все и уйти. Поэтому я не вижу поводов для беспокойства о том, что мы, разместив такие крупные производства, будем терпеть у себя катастрофические изменения
в экологии.

…Хотя жалобы есть. Первый вопрос, который мне задают жители города при встрече: «Нижнекамск-нефтехим», «ТАНЕКО» развиваются, по розе ветров вся грязь летит на нас, в Челнах дышать нечем, почему вы молчите? Мы установили два автоматизированных поста по контролю загрязнения воздуха таким образом: один – в Елабуге, напротив Нижнекамска, другой – в Челнах в 32-м комплексе, напротив «Нижнекамскнефтехима» и нашей ТЭЦ. Ну нет у нас превышения по уровню загрязнения!

Правда, было зафиксировано несколько таких случаев по оксидам углерода и азоту. Но это только 0,2% от 300 тысяч проведенных измерений. Я считаю, что есть определенное воздействие на людей и они беспокоятся. Но мы ничего не скрываем, мы ведь тоже здесь живем и растим своих детей. Мы должны быть максимально объективны в освещении экологических вопросов, потому что люди реагируют на них очень остро, и последствия могут быть непредсказуемыми.

 

Выбросы по Нижнекамскому промышленному узлу
сократились сейчас на 30%: с 96 до 58 тысяч тонн в год
 

Границ не ведаем

Передовые технологии позволят сократить вредное воздействие на природу, но его все равно не избежать. На достаточно ли почтительном расстоянии расположены старые и новые предприятия от жилой зоны?

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

 

– В моем понимании каждый город должен иметь свою публичную экологическую программу, как человек – паспорт. У Нижнекамска она есть, там знают, какие экологические проблемы у них имеются и что нужно сделать, чтобы их решить. В Набережных Челнах такой программы нет. То есть мы строим новые предприятия без четкого представления о том, к какой нагрузке на окружающую среду города это может привести.

Разин Батыршин

«КАМАЗ» стучится в двери разных компаний с предложением вместе просчитать санитарно-защитную зону города – расстояние между промышленным комплексом и жилой зоной, определенное с тем расчетом, чтобы выбросы не достигли людей. Мы потеряли на этом целый год. «КАМАЗ» согласен быть паровозом, тащить на себе основную часть проекта, но, как оказалось, городу санитарно-защитная зона не нужна… Как я понимаю, до тех пор, пока Набережные Челны точечно не застроятся домами и не заработают новые предприятия. И вот тогда нас поставят перед фактом: есть зона загрязнения, и надо что-то делать. Но ведь можно решить эту проблему еще до ее появления! Можно уже сейчас просчитать, проанализировать, где можно строить предприятия, а где нет.

– Разин Тагирович говорит об очень серьезной вещи – сводном томе предельно допустимых выбросов (ПДВ), в котором объединяются негативные воздействия на природу всех загрязнителей города и рассчитывается, дойдут ли вредные вещества до жилой зоны, – добавляет Айрат Насыбуллин. – На мой взгляд, проблема отсутствия такого документа у нас заключается не столько в позиции муниципалитета, сколько руководителей предприятий. Перед властями города стоит задача объединить всех промышленников и побудить их вложить средства в создание этого очень сложного проекта. Благодаря «ТАНЕКО» и поддержке администрации Нижнекамска сводный том ПДВ создан, и объединенная санитарно-защитная зона предприятий Нижнекамского промышленного узла просчитана. В Набережных Челнах эта тема доведена до сведения мэра, но пока не определено, какое должностное лицо этим займется.

 

Сводный том ОЭЗ «Алабуга» будет подготовлен
во втором квартале 2012 года
 

Челнинцы
волнуются больше, чем нижнекамцы
Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:
– Эта экологическая документация позволяет понять, до какой границы город может застраиваться жильем, расширяться, – отмечает Разин Тагирович. – Да, у нас есть нормативные выбросы по предприятиям, но той красной линии, за которую заступать нельзя, нет. Хотим мы того или нет, но санитарно-защитную зону проводить нужно, чтобы люди знали, что граница, до которой доходят выбросы, известна и доказана. Челнинцы жалуются, что после пожара на «КАМАЗ-Дизеле» мы дышим неизвестно чем. Айрат Ахмаевич сидит здесь живой и здоровый, и может подтвердить, что по показаниям приборов все в пределах нормы. Да, есть проблемы – мы этого не отрицаем. Например, с литейным заводом. Но они не выходят за пределы санитарной зоны предприятия. «КАМАЗ» пытается их решить, внедряя новые технологии литейного производства. Но кто знает, что будет через десять лет. Город растет, расширяются сельхозугодия…
– Литейный завод по классу опасности относится к первой категории. По санитарным нормам между таким объектом и жилой зоной должно быть расстояние в один километр, – поясняет Айрат Ахмаевич. – Тут «КАМАЗ» перестраховался, разместив завод за пять километров от домов. Предприятиям и экологам нужно больше работать с людьми. Меня всегда удивляло то, как это делают мои коллеги во Франции. Приведу только один пример. Прежде чем разместить опасное производство, людям методично разъясняли, какие выгоды и риски ожидают население, и только после этого в стране запускали атомные станции.
Действительно, Нижнекам-ский промышленный узел сработал отлично. Благодаря этому население знает, что есть определенные экологические проблемы, но жить здесь можно. А в Набережных Челнах… Если перевести количество выбросов в год на каждого человека, то на одного челнинца приходится 30 кг, а на нижнекамца – 300 кг. Но в нашем городе люди больше волнуются из-за экологической ситуации в соседнем городе, нежели сами нижнекамцы.

 

Согласно планам, первая продукция завода «Аммоний»
ожидается к началу 2015 года

 

Собрание
загрязнений в томах

Как нижнекамским предприятиям удалось сделать то, что пока не под силу челнинским – сводный том ПДВ и объединенную санитарно-защитную зону?

Начальник отдела окружающей среды ОАО «ТАНЕКО» Зиля Валишева:

 

 

Зиля Валишева

– Инициатором выступил наш инвестор – ОАО «Татнефть». Оба проекта успешно прошли экспертизу. Их удалось реализовать благодаря общим усилиям Министер-
ства экологии и природных ресурсов РТ, надзорных органов и всех крупных предприятий Нижнекамска. Если хотя бы одна компания отказалась участвовать в разработке сводного тома, его бы не было. На сегодняшний момент в России нет закона, который бы заставлял группу предприятий очерчивать объединенную санзону, это прописано только декларативно. Поэтому, можно сказать, у Нижнекамского промышленного узла она есть благодаря сознательности руководителей предприятий.

 

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

– Полтора года назад, когда «КАМАЗ» принял решение заново пересчитать свою санитарно-защитную зону, мы разослали всем предприятиям, которые находятся в промзоне, письма с предложением присоединиться к проекту и разработать сводный том ПДВ. Един-ственный отрицательный ответ мы получили от ТЭЦ, и вся работа затормозилась. Мы до сих пор топчемся на месте.

Но проект по санзоне «КАМАЗа» мы продвигаем. В этом году заключили договор на его разработку, выделены средства и на следующий год. Думаю, в 2012 году мы получим свою санитарную зону. Но Набережным Челнам это большой выгоды не принесет – общей-то нет.

 

Ведущий инженер по охране окружающей среды ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Марина Бекетова:

 

– В октябре прошлого года мы тоже заключили договор на разработку сводного тома ПДВ и установление санитарно-защитной зоны для всего промышленного узла, но без Елабуги. Мы не стали привлекать наших резидентов к этой работе в финансовом плане, все затраты по этим проектам ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» взяло на себя. Сводный том будет подготовлен во втором квартале следующего года. Мы с нетерпением ждем, когда он выйдет, и сможем, основываясь на объективных данных, решать, пускать ли в особую экономическую зону резидентов с тем или иным производством и не нанесет ли их деятельность ущерб экологии.

Марина Бекетова

 

Переселять
или не переселять?

Зиля Рашитовна, можно уже говорить о положительных результатах, которые произошли в Нижнекамске в связи с реализацией проектов санитарно-защитной зоны и сводного тома? Насколько нам известно, за их разработку вы привезли из Москвы «экологический Оскар» – стали лауреатом VI Всероссий-
ского конкурса «Национальная экологическая премия».

– Они налицо. В настоящий момент выбросы по Нижнекамскому промышленному узлу сократились на 30%: с 96 до 58 тысяч тонн в год. Сейчас идет корректировка санитарно-защитной зоны. Нам предстоит экспертиза уже не расчетов,
а фактическая. Поскольку два населенных пункта – Мартыш и Авлаш – входят в пределы санзоны, они подлежат переселению. Решение об этом будет принято на уровне республики при участии предприятий Нижнекамского промышленного узла. Опять же для этого нужно всех их объединить, что весьма непросто.

– Если населенные пункты попадают под выбросы, это вовсе не означает, что их нужно переселять. Люди просто должны знать, какие загрязнения до них долетают и чем это угрожает их здоровью, – считает Айрат Насыбуллин. – Можно компенсировать вред с помощью озеленительных планировочных решений, направляя туда дополнительные медицинские ресурсы, предоставлять жителям различные льготы.

– Нужно знать, сколько людей проживает в зоне выбросов, какому риску они подвергаются, и уже после этого дело руководства города – принимать программы развития территорий заводов и фабрик, – продолжает Разин Батыршин. – Допустим, на сегодняшний день предприятию установлена определенная квота загрязнения, но, учитывая общее количество выбросов от всех промышленных объектов, ее нужно снизить. Когда появится суммарная цифра по выбросам, можно будет управлять процессом сокращения вредного воздействия промышленности в том или ином районе города или региона. Пока же мы делаем это по факту.

– История Набережных Челнов могла пойти по другому пути. Здесь ведь не один завод хотели построить, было много вариантов, в том числе и по нефтехимическому комплексу, – добавляет Айрат Насыбуллин. – Мы прикинули баланс выбросов и поняли, что город этого не выдержит. Этот вывод, можно сказать, был интуитивным. Но невозможно все время полагаться на интуицию, нужны объективные расчеты.

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:

– В Камский регион входит десять городов. Но единой базы по их общей нагрузке на экологию нет. То есть мы знаем, как обстоят дела на «КАМАЗе», «ТАНЕКО», мясокомбинате, а общей картины не имеем. Созданием ее, по моему мнению, должен заниматься консультационный совет в рамках концепции развития Камского региона. «КАМАЗ» со своей стороны попытался включить в нее свои проекты, в частности, по строительству второй очереди полигона общей стоимостью 150 млн. рублей. Но эта концепция только разрабатывается. Если бы четкая, ясная программа природоохранных мероприятий была у каждого города, можно было бы просто объединить их в одну и вывести общую экологическую доктрину региона. Но этого пока нет.

 

Пальма первенства
перешла к Нижнекамску
– Попытка разработать сводный том ПДВ по Набережным Челнам предпринималась еще в 86-87-х годах, – делится Айрат Насыбуллин. – Он делался на средства «КАМАЗа». Я возглавлял эту работу и помню, что это стоило 360 тысяч рублей – по тем временам огромные деньги. Сводный том был готов, но мы не смогли заручиться подписью главного руководителя Госкомприроды республики. В Москве документ подписали, а в Татарстане – нет! Почему? Похоже, в дело вмешались межведомственные интересы.
Набережные Челны всегда были передовым в экологическом отношении городом, мы впервые в стране создали сводный том выбросов, но не смогли узаконить его. Теперь пальма первенства, можно сказать, перешла
к Нижнекамску.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

6 Комментария

  1. Объясните, зачем строить в одном месте столько промышленных предприятий?

  2. Объясните, зачем строить в одном месте столько промышленных предприятий?

  3. Вы единственная в нашем городе аналитическая газета. Это огромный труд. И темы, которые вы поднимаете, очень серьезные. Удачи всему коллективу. Держите планку!

  4. Вы единственная в нашем городе аналитическая газета. Это огромный труд. И темы, которые вы поднимаете, очень серьезные. Удачи всему коллективу. Держите планку!

  5. Согласен — почему местом для вредных производств выбрали наш регион? Больше негде что ли строить?

  6. Согласен — почему местом для вредных производств выбрали наш регион? Больше негде что ли строить?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*