Одному из любимых наших фильмов – картине «Вокзал для двоих» – в этом году исполняется 32 года. |
В новый фильм Эльдар Рязанов пригласил любимых актёров – Олега Басилашвили, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова
|
Реальная история Спустя семь лет после «Иронии судьбы…» композитор Микаэл Таривердиев практически подарил Эльдару Рязанову сюжет фильма «Вокзал для двоих». Только избранные знали, что пианист Платон Рябинин (Олег Басилашвили) списан с реального лица, автора музыки ко многим всенародно любимым кинолентам и эстрадным хитам. Как-то Микаэл Леонович уступил место за рулем своей машины одной известной актрисе, с которой у него был роман. Окончилось все плачевно: вину за сбитого пешехода композитор взял на себя, а истинная нарушительница вскоре от спасителя отвернулась. Судебные разбирательства растянулись на два года. Таривердиева оправдали. Узнав об этом, драматург Эмиль Брагинский, кстати, некогда окончивший Московский юридический институт, задумался о том, что могло бы быть, если бы музыканту все же вынесли приговор? И вместе с Рязановым, с которым сотрудничал уже много лет, написал сценарий к фильму, который мы с удовольствием пересматриваем до сих пор. Актёры и роли Как всегда для участия в новом фильме Эльдар Рязанов пригласил популярных, любимых зрителем актеров – Олега Басилашвили, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова… Даже небольшие, эпизодические роли в «Вокзале для двоих» играли известные артисты. Алла Будницкая («Живые и мертвые», «Первый троллейбус») перевоплотилась в жену интеллигента Платона. Михаил Кононов («Начальник Чукотки», «Андрей Рублев») стал милиционером Николашей. Станислав Садальский («Место встречи изменить нельзя») вошел в образ воришки, похитившего карбюратор. Нонна Мордюкова («Молодая гвардия», «Комиссар») примерила на себя шкуру спекулянтки «Дяди Миши». Дочь знаменитого «Карабаса» – актриса Раиса Этуш – стала в картине официанткой Людой. Сам Эльдар Александрович, по своей многолетней привычке хоть на минутку «светиться» в собственных фильмах, тоже не остался в стороне. Он сыграл маленькую роль заместителя начальника вокзала. Гимн Не стоит забывать о том, что у каждого известного режиссера советских времен был любимый композитор, украшавший своей музыкой практически все его фильмы. Например, у Леонида Гайдая это был гениальный Александр Зацепин. Рязанов же в музыкальные помощники выбрал себе Андрея Петрова, с которым сотрудничал на протяжении долгих лет до самой кончины последнего. Вспомните только знаменитый петровский вальс из комедии «Берегись автомобиля». Между прочим, Эльдар Александрович и сам много сочинял; правда, не музыку, а стихи, становившиеся в его фильмах песнями. «Гусарская баллада», «Жестокий романс», «Служебный роман», «Ирония судьбы…» – везде они присутствуют. Не стал исключением и «Вокзал для двоих». Энергичная песня «Живем мы что-то без азарта…» на стихи Рязанова в исполнении Людмилы Гурченко стала гимном всех тех, кто неуверен в себе, но ищет силы исправить жизнь к лучшему. Киноляпы Начнем с того, что городок, на вокзале которого застрял главный герой фильма, по сюжету достаточно маленький. Но когда Басилашвили везет Гурченко на тележке для багажа, их обгоняет троллейбус №5450. То есть принадлежащий депо №5 и имеющий там номер 450. Это говорит о том, что депо либо очень большое, либо очень старое (обычно в них до 300 троллейбусов). Следовательно, дело происходит в городе с населением как минимум полтора-два миллиона жителей, на который заштатный Заступинск совсем не похож! Правильно – съемки-то шли в Ленинграде… Далее в сцене на вокзале, когда герои Гурченко и Басилашвили едят, с их столика то исчезает, то опять внезапно появляется стакан. Что ж, недоработка ассистента по реквизиту… Немаловажная деталь – в те времена люди, осужденные за совершение преступлений в сфере дорожного движения (именно по неосторожности), отбывали наказание в колонии-поселении, а не в режимной колонии. К ним был относительно свободный доступ и имелась возможность совместного проживания родственников, а построение каждое утро и перекличка отсутствовали… Фотография покойного мужа «Дяди Миши», висящая на стене, это кадр из фильма «Вечный зов», на котором изображен актер Вадим Спиридонов в роли Федора Савельева… Награды и звания Конкурс, который ежегодно проводился журналом «Совет-ский экран» на основе опроса его читателей, признал комедийную мелодраму «Вокзал для двоих» лучшим фильмом 1982 года. Но это еще не все! Фильм посмотрел Юрий Андропов, в то время – руководитель страны. Лента ему очень понравилась. И Людмила Гурченко с его подачи получила звание народной артистки СССР. А наградой зрителям стал сам фильм. |