Как появился «Вокзал для двоих»?

Одному из любимых наших фильмов – картине «Вокзал для двоих» – в этом году исполняется 32 года.
 

В новый фильм Эльдар Рязанов пригласил любимых актёров – Олега Басилашвили, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова
 

Реальная история

Спустя семь лет после «Иронии судьбы…» композитор Микаэл Таривердиев практически подарил Эльдару Рязанову сюжет фильма «Вокзал для двоих». Только избранные знали, что пианист Платон Рябинин (Олег Басилашвили) списан с реального лица, автора музыки ко многим всенародно любимым кинолентам и эстрадным хитам.

Как-то Микаэл Леонович уступил место за рулем своей машины одной известной актрисе, с которой у него был роман. Окончилось все плачевно: вину за сбитого пешехода композитор взял на себя, а истинная нарушительница вскоре от спасителя отвернулась. Судебные разбирательства растянулись на два года. Таривердиева оправдали.

Узнав об этом, драматург Эмиль Брагинский, кстати, некогда окончивший Московский юридический институт, задумался о том, что могло бы быть, если бы музыканту все же вынесли приговор? И вместе с Рязановым, с которым сотрудничал уже много лет, написал сценарий к фильму, который мы с удовольствием пересматриваем до сих пор.

Актёры и роли

Как всегда для участия в новом фильме Эльдар Рязанов пригласил популярных, любимых зрителем актеров – Олега Басилашвили, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова… Даже небольшие, эпизодические роли в «Вокзале для двоих» играли известные артисты.

Алла Будницкая («Живые и мертвые», «Первый троллейбус») перевоплотилась в жену интеллигента Платона. Михаил Кононов («Начальник Чукотки», «Андрей Рублев») стал милиционером Николашей. Станислав Садальский («Место встречи изменить нельзя») вошел в образ воришки, похитившего карбюратор. Нонна Мордюкова («Молодая гвардия», «Комиссар») примерила на себя шкуру спекулянтки «Дяди Миши». Дочь знаменитого «Карабаса» – актриса Раиса Этуш – стала в картине официанткой Людой.

Сам Эльдар Александрович, по своей многолетней привычке хоть на минутку «светиться» в собственных фильмах, тоже не остался в стороне. Он сыграл маленькую роль заместителя начальника вокзала.

Гимн
для неуверенных

Не стоит забывать о том, что у каждого известного режиссера советских времен был любимый композитор, украшавший своей музыкой практически все его фильмы. Например, у Леонида Гайдая это был гениальный Александр Зацепин. Рязанов же в музыкальные помощники выбрал себе Андрея Петрова, с которым сотрудничал на протяжении долгих лет до самой кончины последнего. Вспомните только знаменитый петровский вальс из комедии «Берегись автомобиля».

Между прочим, Эльдар Александрович и сам много сочинял; правда, не музыку, а стихи, становившиеся в его фильмах песнями. «Гусарская баллада», «Жестокий романс», «Служебный роман», «Ирония судьбы…» – везде они присутствуют.

Не стал исключением и «Вокзал для двоих». Энергичная песня «Живем мы что-то без азарта…» на стихи Рязанова в исполнении Людмилы Гурченко стала гимном всех тех, кто неуверен в себе, но ищет силы исправить жизнь к лучшему.

Киноляпы

Начнем с того, что городок, на вокзале которого застрял главный герой фильма, по сюжету достаточно маленький. Но когда Басилашвили везет Гурченко на тележке для багажа, их обгоняет троллейбус №5450. То есть принадлежащий депо №5 и имеющий там номер 450. Это говорит о том, что депо либо очень большое, либо очень старое (обычно в них до 300 троллейбусов). Следовательно, дело происходит в городе с населением как минимум полтора-два миллиона жителей, на который заштатный Заступинск совсем не похож! Правильно – съемки-то шли в Ленинграде…

Далее в сцене на вокзале, когда герои Гурченко и Басилашвили едят, с их столика то исчезает, то опять внезапно появляется стакан. Что ж, недоработка ассистента по реквизиту…

Немаловажная деталь – в те времена люди, осужденные за совершение преступлений в сфере дорожного движения (именно по неосторожности), отбывали наказание в колонии-поселении, а не в режимной колонии. К ним был относительно свободный доступ и имелась возможность совместного проживания родственников, а построение каждое утро и перекличка отсутствовали…

Фотография покойного мужа «Дяди Миши», висящая на стене, это кадр из фильма «Вечный зов», на котором изображен актер Вадим Спиридонов в роли Федора Савельева…

Награды и звания

Конкурс, который ежегодно проводился журналом «Совет-ский экран» на основе опроса его читателей, признал комедийную мелодраму «Вокзал для двоих» лучшим фильмом 1982 года.

Но это еще не все! Фильм посмотрел Юрий Андропов, в то время – руководитель страны. Лента ему очень понравилась. И Людмила Гурченко с его подачи получила звание народной артистки СССР.

А наградой зрителям стал сам фильм.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*