Дракона на обед не желаете?

Бизнесмен Владимир Соловейчик продолжает рассказ о своих приключениях во Вьетнаме.
Сайгон – это своеобразный кусочек Европы на азиатском юге

1500 километров
в положении лёжа

Итак, я занял двойное «койко-место» в лежачем автобусе, мысленно помахал Ханою ручкой и настроился на глубокий сон под мерный шум мотора. Полноценного сна, однако, не получилось. Вьетнамцы, занимающие переднюю треть автобуса, спокойно вести себя, похоже, не привыкли. Они переговаривались друг с другом, причем делали это далеко не шепотом. Постоянно сновали мимо меня в туалет, расположенный в самом хвосте автобуса.

Убедившись в том, что нормально поспать мне не удастся, я стал думать, чем же себя занять. Поначалу тупо пялился в окно. Но быстро стемнело, пошел дождь, и ничего интересного высмотреть не получалось, хоть тресни. Пожалел, что оставил в ханойской гостинице электронную книгу с недочитанным романом классика – сейчас бы она ой как пригодилась!

Утро не принесло облегчения. Дождь давно кончился, солнце быстро высушило дорогу, однако сама трасса, по моим ощущениям, стала намного хуже. Хоть она и считается во Вьетнаме основной, тянущейся более чем на 1500 километров через всю страну, но это далеко не Е-95, о которой самозабвенно пел Костя Кинчев! Колдобина на колдобине, разве что у более-менее крупных населенных пунктов ее состояние слегка улучшается.

Да и водитель нам попался – не приведи господь! Похоже, он возомнил себя Шумахером местного разлива. Обгонял не по правилам, подрезал, лихачил на чем свет стоит, не забывая при этом распевать народные песни. Вьетнамские пассажиры ему подпевали. И – что удивительно! – даже некоторые туристы из числа тех, кто уже привел свои лежаки в нормальное состояние.

Мне, пожалуйста, мясо змеи!

Около 10 утра по местному времени мы остановились на перекус возле большого придорожного кафе. Есть мне особо не хотелось, но я все же заказал что-то фруктовое под экзотическим названием «Сердце дракона». Мне принесли розовый плод вытянутой формы и тут же его препарировали. Внутри он оказался белым с легким фиолетовым оттенком, и эту вот мякоть полагалось кушать маленькой ложечкой. Попробовал – никакого особого вкуса. Чем-то напоминает огурец, политый слабым лимонным соком.

В киоске я купил журнальчик на английском языке, так что всю оставшуюся дорогу разбавлял чтением виды из окна автобуса. В портовом городе Дананге мы остановились на обед. Всех желающих пригласили в ресторан, пошел туда и я, дабы, наконец-то отведать приличной вьетнамской еды. Как я понял, основой местной кухни является рис. Но в значительной мере в ней присутствуют и побеги бамбука, и овощи, и фрукты. Много пряностей, которые я, в принципе, люблю, однако, когда их кладут в меру, а не как вьетнамские повара. Соевый соус – вот это то, что доктор прописал!
Я долго думал, затем решился и заказал тушеное мясо змеи с орехами и побегами бамбука. По вкусу оно мне напомнило армейскую свиную тушенку, только помягче. Аппетитно. Продолжил пиршество лобстером, а на закуску попросил салат из тунца. Ну, и конечно, не обошлось без экзотических фруктов. Остановился на лонгане, по-местному – «глазе дракона». Его принесли целую гроздь. Чем-то он отдаленно похож на виноград, только желтого цвета и кожица у него несъедобная. Кушать нужно мякоть, она сладкая и ароматная.

Завершить трапезу решил не рюмкой спиртного (еще укачает в автобусе!), а чашечкой ароматного чая. Во Вьетнаме очень популярен чай с добавками цветов жасмина, хризантемы, лотоса, магнолии. Я выбрал хризантему и не пожалел.

И какой же вьетнамец не любит быстрой езды!

Скорбь
в глазах слонов

До 1975 года Хошимин назывался Сайгоном. Так его до сих пор называют во многих англоязычных странах, и даже вьетнамцы в разговорной речи. Мне тоже больше нравится Сайгон, поэтому, уж не обессудьте, так я его и буду называть.

В город мы прибыли поздно ночью, то есть я провел в дороге более суток. Могло быть и меньше, если бы автобус не останавливался на частые высадки-посадки аборигенов да на перекусы по пути. Отель, номер в котором я снял, взял с меня за апартаменты не так уж и много – каких-то 35 баксов в сутки. Дороже, конечно, чем в Ханое за аналогичный номер, однако, не нужно забывать, что Сайгон, в отличие от столицы, самый дорогой город во Вьетнаме! И это я ощутил буквально на следующий же день…

Отоспавшись и плотно позавтракав в отеле, я быстро составил для себя план действий. Для начала вознамерился посетить местный зоопарк, поглазеть на экзотических животных (а вдруг, чем черт не шутит, настоящего дракона увижу!) По ханойской привычке взял такси. Но здесь платил уже не по устной договоренности, а строго по счетчику.

Сам зоосад произвел на меня гнетущее впечатление. Вначале я наткнулся на слонов. Грустные животные уныло стояли у ограды вольера и так же уныло поедали сахарный тростник, которым их кормили посетители. Тростник можно было купить тут же, в многочисленных лавчонках. Помимо тростника здесь, похоже, торговали чуть ли не всем на свете – от сдобных лепешек до персидского флага!

Особой экзотики я не заметил. Так, орангутаны, удавы, крокодилы… Все какие-то облезлые и явно давно уставшие от глазеющих на них homo sapiens. А вот ботаническая часть зоосада мне понравилась больше. Хоть я и не знаток всех этих деревьев, кустиков, цветочков и травок, но, поверьте, посмотреть было на что. Побродив минут сорок, я подался в исторический музей, благо он находился буквально
в двух шагах.

В музее можно было отдохнуть от палящего солнца, неспешно прогуляться по прохладным залам и приобщиться к вековым традициям Вьетнама. К тому же при входе продавали ледяную воду в полулитровых пластиковых бутылочках.

На обратном пути я только и делал, что пялился в окно такси. Сайгон по сравнению с Ханоем – небо и земля! Мы проезжали огромные здания пятизвездочных отелей, деловые центры из стекла и бетона, шикарные рестораны… Своеобразный кусочек Европы на азиатском юге.

Туристам
на заметку
Зона отдыха Ки Хоа расположена в центре Сайгона и занимает около 14 га площади. Здесь находятся парк, рынок, множе-ство отелей, ресторанов, самый большой театр города Хоа Бинь. У туристов есть возможность отправиться на прогулку на яхте, или на поезде вокруг озера, посетить зоопарк или аквариум, покататься на роликах.
Парк Дам Шеен – крупнейший культурно-развлекательный центр города. Здесь можно посмотреть кукольное шоу, посетить аквапарк, птичий сад, спортивный центр и Королев-ский сад Нам Ту.

Смертельные ловушки

В отеле судьба меня свела с развеселым англичанином Лесли. У себя на родине он работал диспетчером на железной дороге, год назад вышел на пенсию и теперь позволяет себе кататься по миру в поисках новых ощущений. С его подачи мы на следующий день отправились на экскурсию в окрестности Сайгона, а конкретно – в зловещее место под названием Кучи.

Это огромный комплекс туннелей и прочих фортификационных сооружений, строительство которых началось в середине прошлого века. Сначала длина подземных ходов составляла около 150 километров (вдумайтесь только!), затем сеть туннелей расширили еще на 50 км, и сейчас некоторые ответвления доходят до камбоджийской границы! Для туристов, правда, открыто всего 50 метров.

Лесли больше всего понравилась коллекция ловушек, изготовленных из подручных материалов. Даже осколки от снарядов служили материалом для острых штырей. Лично я не хотел бы попасть в подобную ловушку!

Мы здорово порезвились в тире, где за небольшую плату вдоволь постреляли из разного вида оружия. Там же нас и накормили обедом, стилизованным под партизанский рацион военных лет.
Вечером того же дня неутомимый англичанин затащил меня на серию боксерских боев. Ему-то, выросшему на родине этого вида спорта, конечно, было любопытно; я же пошел ради компании. Но не пожалел. Ибо вьетнамский бокс сильно отличается не только от европейского, но даже и от тайского. В его основе – пять поз, названных в честь животных – Змеи, Дракона, Аиста и так далее, которые плавно перетекают одна в другую. Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выдерживать удары острых и режущих предметов. Красиво, чем-то похоже на танец, но и весьма опасно.

Выйдя на улицу, мы перекусили вьетнамскими роллами. Это когда в съедобную рисовую бумагу заматывают измельченные овощи и мясо. Вкуснотища неописуемая!

Местные фрукты – на любителя…

Или рыбку поймать, или в го сыграть…

На следующий день у Лесли была запланирована морская рыбалка. Он, естественно, звал меня с собой, но я, чувствуя себя не в своей тарелке (немного поднялась температура), заявил, что вот только морской болезни мне еще до кучи и не хватало! Он упорхнул, вернувшись лишь под вечер с весьма неплохим уловом (ведь Сайгон считается крупнейшим рыболовецким центром). Я же в холле гостиницы читал журналы, пил целебный чай и наблюдал за двумя аборигенами, увлеченно играющими в го.

Смысл этой игры я понял давно, но вот вникнуть во все премудрости не могу до сих пор. Суть – нужно расположить на доске камни своего цвета так, чтобы заблокировать камни противника. Что-то в этом роде… Кстати, в последние годы во Вьетнаме явно возрос интерес к го, который можно объяснить го-бумом на Индокитайском полуострове в целом.

Так или иначе, день не прошел зря, а к утру я снова был бодр и свеж, как молодой трепанг. Наши пути-дорожки с Лесли разошлись: он остался наслаждаться прелестями Сайгона, а ваш покорный слуга решил отправиться на любимый россиянами вьетнамский курорт Муй Не. Туда добраться было проще простого – систему Open Bus еще никто не отменил.

Сайгон считается крупнейшим рыболовецким центром

Отрыв по полной

Когда-то здесь был небольшой городок Фантхиет. Постепенно он стал одним из курортных центров Вьетнама. В связи с увеличением потока туристов начал разрастаться вдоль побережья, в основном – на север. Сегодня пляжи и отели есть по обе стороны Фантхьета, но вот местечко Муй Не славится громче всех.

Номера в отелях на береговой линии стоят от 20 баксов в сутки, бунгало – от 30. Я как человек неприхотливый заселился в одноместный номер отеля, который заказал еще по телефону из Сайгона. В первый же день я помчался к морю, по которому, честно говоря, давно истосковался. Все было расчудесно, только вот волны… Для заядлых серфингистов, может быть, они и в кайф, а вот для меня, любителя спокойно поплавать и понырять с маской, – не очень! К тому же хваленое Южно-Китайское море показалось мне грязноватым, особенно после начала прилива. Так что в дальнейшем я довольствовался большим бассейном при отеле.

Гораздо больше мне понравилось море сухопутное – великолепные песчаные дюны, которых в округе было, наверное, не меньше, чем в Сахаре. Дюны подразделяются на две категории и носят соответ-ствующие названия. Белые – это бескрайние барханы обычного желтоватого песка, а розовые – это космический ландшафт из ярко-красно-розового песка, насыщенного железом, от того и имеющего такой цвет. Развлечение предлагают… местные дети, сдающие в аренду «санки», на которых можно кататься по склонам больших дюн. Экскурсия в дюны стоит всего ничего – 12 баксов. За эти деньги можно аж на пять часов арендовать джип с местным водителем.

Чем еще можно погреть душу в Муй Не? Можно взять напрокат мотобайк и рассекать везде в свое удовольствие. Можно прокатиться к чудом сохранившимся в семи километрах от курорта трем древним башням Пошан. Можно осмотреть старинный маяк на Мысе курицы. Можно за 10 минут сгонять на лодке на остров Хонгень, где, говорят, просто изумительный клев. Можно забраться на гору Та Ку с буддийским молитвенным центром и исполинской статуей лежащего Будды. А можно просто поиграть в гольф в компании охочих до этого развлечения туристов. Только вот гольф – развлечение не из дешевых, да и умение нужно…

А дома лучше!

Оторвавшись четверо суток в Муй Не, я вернулся в Сайгон. Лесли, к сожалению, уже не застал, но и не шибко огорчился по этому поводу. Ибо на следующий день мне предстояла дорога обратно в Ханой. На сей раз я решил не ехать на «лежачем» автобусе: вдруг опять в качест-
ве водителя попадется местный Шумахер! Просто забронировал себе местечко в самолете. Пусть и внутренняя авиалиния, пусть парашюты не выдают, зато хоть посмотрю на Вьетнам с высоты…

 

И вот я снова в Ханое, среди ребят в зеленых шляпах-шлемах. Точно в таких же они ходили и во время борьбы с французами в середине прошлого века, и во время войны с американцами в 60-70-х годах. Интересно, что в южной части Вьетнама ни одного аборигена в таком шлеме я не видел.На следующий день мне предстоял еще один перелет. Теперь уже домой, в Россию!

Не трогайте местных за плечо!
► Прикосновение к чьей-либо голове однозначно расценивается как угроза ему лично и, возможно, даже всей его семье. Многие вьетнамцы верят, что голова – место обитания духа. Если человек обезглавлен, дух вырывается на волю и мечется по свету, не находя себя пристанища;
► также никогда не трогайте кого-либо за плечо. Это место обитания духа-покровителя, не следует его напрасно беспокоить. Если вы случайно прикоснулись к плечу, тут же дотроньтесь до другого, дабы отогнать неудачу;
► образованные люди и все, кто не относится к крестьянам, не занимаются ручным трудом. Сделать это – означает отобрать работу у бедного крестьянина и считается недостойным;
► вьетнамцы никогда не смотрят в глаза при разговоре. Возможно, из-за присущей им внутренней застенчивости. Но главная причина в том, что, следуя традиции, они не смотрят в глаза тем, кого уважают, или имеющим более высокий ранг;
► улыбки вьетнамцев часто могут вызывать непонимание иностранцев и даже приводить к неловким ситуациям. Дело в том, что во многих восточных странах улыбка – это также знак скорби, беспокойства или неловкости. Улыбка во Вьетнаме часто выражение вежливости, но может быть и знаком скептического отношения, непонимания или непризнания неверного суждения.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*