«КУПИ МНЕ!!!», или дети и деньги

Жалуется средних лет женщина: сын 14 лет требует дорогие кроссовки и джинсы. Не хочет понять, что покупка не по карману, грубит, перестает разговаривать. «Грустно… – размышляет усталая собеседница. – На чем бы сэкономить? Наверное, придется купить…»
 

А вот молодая мама – сама как подросток:
– С моими в магазин ходить нельзя. Если что им понравится, а я не возьму, тако-ое устроят! Настоящую истерику! Муж с нами вообще никуда не ходит – перед другими стыдно. В таких случаях обычно приходится уступать. Ладно, денег пока хватает на их требования».

О наших чадах, которые любят устраивать нам веселую жизнь – а точнее об истеричных детях, – мы поговорим в следующих номерах. Сегодня же тема нашего разговора – дети и деньги. Сразу уточним: деньги – наши. То есть, мы являемся главными распорядителями. Дети – тоже наши, при этом – члены семьи, у которых тоже должны быть права.

Какую часть доходов тратить на детей? Сколько денег давать? Как вызвать понимание материальных трудностей? Как научить распоряжаться деньгами? И когда стоит начинать учить? Как ограничить бездумное потребление у самых очаровательных созданий, которые при этом ограничении теряют все свое очарование и становятся орущими, надутыми, капризными, обиженными, грубыми (можно подчеркнуть ваш случай)?
С какого возраста начинать разговор о деньгах, подскажет сама жизнь. Как только ребенок сказал: «Купи!», а вы ответили: «Нет», – пора начинать беседу.

Первые «вводные уроки»: деньги зарабатываются и денег ограниченное количество. Для дошкольника лучше наглядно разложить и показать: вот столько я заработал (обратите внимание: не дали мне, а я заработал); вот столько – заплачу за квартиру, вот столько – за телефон, газ, бензин… Вот это – маме на пальто, вот это – бабушке на подарок и тому подобное. Далее: «Вот это будут твои деньги». Многие родители возмутятся: «Какие твои деньги?! Мал еще! Мы знаем, что ему надо, и купим, если надо».

А в каком возрасте вы собираетесь воспитывать умение обращаться с деньгами? Видели взрослых, которые тратят тут же все, как только деньги попадут им в руки? Или таких, которые всегда занимают и не считают, сколько надо, чтобы хватило на запланированное? Хотите, чтобы ваше золотце было таким? Нет? Тогда пора начинать учить обращению с деньгами. И учить этому возможно только на практике: вот твои деньги, и ты решаешь, куда ты их потратишь. И лучше выдавать символическую сумму, чем не выдавать никакую. При этом – это его деньги, нельзя запрещать и требовать, чтобы он купил то и не покупал это. Постепенно ребенок будет учиться как тратить, так и распределять, планировать или даже копить.

При этом стоит помнить, что у каждого – свой характер. Если ваши игрушки оказываются у соседских детей («я подарил»), если ребенок забывает, куда положил выданные деньги, то можно установить связь между обязанностями и деньгами – пусть это будет маленькая зарплата. Если же ваш ребенок склонен к некоторой экономности, если он свою игрушку, даже не нужную, никому не отдаст, то обязанности – обязанностями (мы все имеем обязанности и помогаем друг другу), а карманные расходы – это просто вы выделяете часть денег, как члену своей семьи. Правила здесь просты: сумма не меняется, независимо ни от чего, и вы не можете запрещать или требовать, на что он ее потратит.

Увеличивается сумма, например, раз в год. Можно приурочить повышение ко дню рождения. Дошкольникам выдавать раз в неделю (рубль-два-пять, десять или пятьдесят – смотрите по доходам), подросткам – раз в месяц. С подростками уже можно договариваться, какие расходы они могут покрывать из карманных денег (Мобильный? Ручки-карандаши? Подарки друзьям?). Хорошо бы поинтересоваться, сколько дают другие родители своим детям, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя Рокфеллером и в то же время не был ущемленным.

Иногда, беседуя с кандидатами на ту или иную должность при приеме на работу, я удивляюсь молодым людям лет 23-25, которые не работали ни одного дня в своей жизни. До такого возраста умудриться не заработать ни копейки! Что делали?

Учились (иногда на заочном!). А летом? – Отдыхали. Как же сложно найти «свое», если до 20-22 лет не было проб и ошибок. Как сложно заставлять себя подчиняться режиму и другим требованиям, если легко можно месяцами лежать перед телевизором или играть в компьютерные игры. Особенно с учетом постоянно появляющихся новинок, которые становятся все более захватывающими и реалистичными. Чего стоят одни только онлайн игры, в которых люди сражаются между собой. Особенно популярны в последнее время игры на военную тематику, например http://tankionlinenow.ru/.

Любая работа потом покажется каторгой. И здесь задача родителей – обеспечить эти пробы зарабатывания денег через потраченные усилия, пока человек созревает – то есть в подростковом возрасте.

Если негде заработать настоящую зарплату, можно устроить это дома. Есть обычные каждодневные обязанности, а есть более сложные действия. Например, «Мойка машины стоит энную сумму. Если помоешь, можешь ее заработать». Или: «Бабушка хочет нанять кого-нибудь вскапывать грядки. Можешь заработать себе на часть тех же джинсов».

Выше мы замечали, что, если ребенок скуповат на помощь и сострадание, не стоит использовать подобные заработки.
Это уже не карманные расходы. Это зарплата. И пусть он ее истратит на диски или сладости – это его опыт. Лучше он его пройдет сейчас, чем потом – получив другие деньги, которые так же бездумно может спустить в один день.

Итак, если мы хотим, чтобы наш ребенок понимал азы бюджета, доходов и расходов, приучаем его с малых лет управлять своим недельным доходом.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. меня бесит непонимание взрослых ситуации. Я всегда изумляюсь — если вы идёте в Детский мир с ребёнком, ведь понятно, что человек будет просить игрушку. Ну это вы понимаете,что за колготками пришли. А ему ваши колготки по барабану. Сколько раз эти сцены наблюдала. Уж если идёте вместе – будьте готовы купить что-то , пусть небольшое. Не планируете покупать игрушку, купите колготки в другой раз, без ребёнка. Зачем провоцировать-то? Это не только с игрушками. МакДоналдс — нельзя картошку фри. Чего пришли?! Куча таких моментов.

  2. — Иногда взрослые не дают денег просто так, не потому что жалко или не

    хотят баловать, так, на автопилоте. Я думаю, нужно сделать так, чтоб ребёнок был уверен, что вообще-то не жалко, даже на ерунду иногда можно потратить.

    Покупаем же мы иногда себе всякие там журналы или что-то без чего точноожем обойтись ( а с точки зрения ребёнка — без спиртного и без табака точно можно обойтись) Только каждый раз надо думать — сейчас это можно? Можем себе позволить? Слушай, сейчас не получается по деньгам, давай запланируем на след.месяц или на след.неделе или на след.год. Туманно излагаю, да?

    Еще пирмер. Бассейн Девчушка шустрая, ураган. Мамаша с ней мучается, прямо на лице написано страдание. Девочка выбегает с тренировки и "Мам, купи…" И что бы она не попросила, мама тут же, не дослушав — Хватит, опять начинаешь клянчить, домой придёшь , поешь.Девчонка в истерику — есть хочу, пить хочу… в конце концов мамаша тут же в киоске покупает сок и пирожок."О, Господи, на, только успокойся" Дитё счастливо. Капризный ребёнок? да нет, просто после бассейна жор наступает страшный, есть и пить хотят реально. Неужели мама не понимает? Просто механически поступает, не думает, по-моему. Быстренько нападает на всякий случай.

  3. А вот деньги и супруги — такая тема актуальная. У многих проблемы с этим. Жена скрывает сколько зарабатывает. Муж мало денег дает, проблемы с общим запасом каким-то. Вт бы узнать — а как надо?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*