«Ищите женщину»

Более тридцати лет назад режиссер Алла Сурикова приступила к съемкам телефильма «Ищите женщину».
 

Софико Чиаурели и Леонид Куравлёв блистательно вжились в свои роли!
 

Птичий двор
какой-то!

Началось все с того, что литератору Светлане Володиной попала в руки пьеса талантливого французского драматурга Роббера Тома «La Perruche et le Poulet» («Попугаиха и цыпленок»). Оказалось, что в названии пьесы заключена непереводимая игра слов. Более точный его перевод: Болтушка (Perruche – попугай) и Легавый (Poulet – буквально «цыпленок» – так во Франции в просторечии именуют полицейских). Потом выяснилось, что сюжет и диалоги автор позаим-ствовал из пьесы «Миссис Пайпер ведет следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла. В итоге Володина решила и сама «приложить руку к этому безобразию», написав сценарий под рабочим названием «История одного убийства». И предложила его режиссеру Алле Суриковой.

Малобюджетная лента

Сурикова, уже прославившаяся к тому времени такими комедийными лентами, как «Суета сует» с Фрунзиком Мкртчаном и «Будьте моим мужем» с Андреем Мироновым и Еленой Прокловой, с великой радостью ухватилась за новое предложение. Тем более что фильм обещал быть малобюджетным, так как все сцены предполагалось снимать в студии, практически в двух-трех декорациях.

Сюжет пьесы упростили до предела: в нотариальной конторе обнаружен покойник. В поиски убийцы включается секретарь конторы – женщина неукротимой энергии. По-степенно выясняется, что чрезмерная самодеятельность «сыщика» не лучшим образом влияет на расследование преступления… И все равно фильм получился в двух сериях. Впрочем, никто об этом не пожалел, ведь благодаря замечательной игре актеров получился очередной шедевр отечественного кино!

На поклон
в посольство

С какими только трудностями не сталкивалась съемочная группа при подготовке к съемкам! Как-то выяснилось, что невозможно найти реквизит, дабы обставить помещение, где происходит дей-ствие. Ведь зритель не должен ни на минуту усомниться, что он видит французскую нотариальную контору! Пришлось идти на поклон… в посольство Франции и долго объяснять, что случилось. Французская сторона и снабдила реквизитом – и телефонный аппарат, и настенный календарь на 1982 год, и многое другое было выделено именно французами. А полицейскую фуражку для Леонида Ярмольника сняли с посольского полицейского. Хорошо хоть размер подошел…

 

Для Елены Укращёнок и Людмилы Дмитриевой
съёмки в этом фильме стали звёздным часом
 

Судьбы машинистки и «синего чулка»

Актеров было всего несколько человек, но что за имена! Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Елена Соловей, Александр Абдулов и совсем еще молоденький, однако любимый зрителями, Леонид Ярмольник. Каждый так вжился в свою роль, что был просто неотделим от образа.

Две роли достались малоизвестным в то время актрисам. Елена Укращенок, сыгравшая машинистку Вирджинию, родилась в апреле 1960-го в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Окончила
ГИТИС, была актрисой многих московских театров. Вышла замуж за однокурсника Игоря Денисова, но отношения не сложились. А потом на нее обратил внимание… драматург и историк Эдвард Радзинский. И женился!

Роль «синего чулка» – Сюзанны Бриссар – досталась Людмиле Дмитриевой. Ее актерская биография началась в 1974 году во МХАТе, куда она была приглашена, еще будучи студенткой. В 1992 году Дмитриеву пригласили в труппу театра «Et Cetera». Снималась и в кино, сыграв около 30 ролей, в основном, эпизодических. И только съемки в комедии «Ищите женщину» стали для нее звездным часом.

Ссоры, ссоры, ссоры…

На крохотную роль Жака Пьера Антуана, клиента нотариальной конторы мэтра Роше, был приглашен Владимир Басов. К тому времени он был уже более чем популярным актером и плодовитым режиссером. И немного обиделся на то, что ему не досталась роль самого мэтра Роше. На съемочной площадке он чуть ли не указывал Суриковой, как снимать фильм. По этим двум причинам они и рассорились. Слава богу, ненадолго.

Повздорила Сурикова и с Ярмольником. И не когда-нибудь, а неделю назад, 1 марта этого года в Туле, где в рамках фестиваля «Улыбнись, Россия!» состоялся вечер «30 лет «Ищите женщину». Сурикова упомянула имя одного из крупных политиков, у которого она просила деньги на фильмы, а он ей отказал. Ярмольник же обидно посмеялся над ней и заявил, что вот ему-то этот политик в спонсорской помощи не отказывает никогда.

Угро
во Франции?

В фильме есть эпизод, когда Максимэн, герой Леонида Ярмольника, рассказывает Лили про своего шефа – «Железного лба». При этом Леонид оговорился, что явно слышится при просмотре: «Это лучший инспектор в уг…». Он собирался чисто автоматически по советской традиции продолжить «…оловном розыске». Но вовремя спохватился и поправился: «криминальной полиции». Это «уг…» чуть глуховато, но слышится. Коллеги Ярмольника потом подкалывали, но Алла Сурикова ничего переснимать не стала. Ведь лента вообще не подверглась озвучке – в ней сохранен настоящий, «родной» звук, записанный на съемочной площадке. А это, по словам Аллы Ильиничны, для комедии особенно важно, так как «при озвучке часто пропадает какая-то малость – и реплика становится не такой удачной, интонация бледнеет».

Смонтировать фильм успели как раз к Новому году. Народ увидел его, едва отойдя от праздника, вечером 1 января 1983-го по Первой программе ЦТ. Затем его неоднократно повторяли, особенно часто – 8 марта, как говорится, в подарок милым дамам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*