Наш собеседник – бизнесмен и путешественник Виталий Воронов – похоже, объездил уже полмира. Он редко бывает в одних и тех же странах по несколько раз (надоедает!). Но в Скандинавию Виталий просто вынужден наведываться чаще – работа обязывает… На этот раз он делится с читателями «Недели» своими впечатлениями о Швеции. |
||||
Стокгольм был построен на 14 островах, которые ничем не соединялись между собой,
поэтому сейчас там насчитывается свыше 50 мостов |
||||
Плавучий Лас-Вегас В Швеции по служебным делам я был четыре раза и с удовольствием съезжу еще, если представится такая возможность. Потому как любоваться ее красотами можно бесконечно. На мой взгляд, более привлекательные северные широты вряд ли еще где-то можно найти! Из России в Швецию мне попасть было проще простого, потому как я имею шенгенскую визу. Еду я обычно на машине через Питер в Хельсинки. А оттуда, на пароме, уже напрямик до Стокгольма. Паром «Viking Line» – это разговор особый. Одиннадцать этажей, не считая мест для автомобилей. Длиной он 214 метров и высотой больше девятиэтажного дома. Казино, дискотека, множество ресторанов, магазинов… В общем, такой вот плавучий мини- Лас-Вегас. Персонал предельно вежлив и предупредителен; стюарды знают множество языков, в том числе и русский. Вы спросите, зачем такая роскошь на пароме? Так ведь плыть по морю около 16 часов, народ же должен себя чем-то занять! Сам проезд на пароме с местом в каюте и на парковке для авто стоит около 28-30 евро. Каюты бывают и одно- и четырехмест- |
||||
|
||||
Разделённые Что касается самих шведов, то они давным-давно построили… коммунизм, о котором давно и безуспешно мечтали в СССР. У нас в России все области, республики или края поделены на районы. В Швеции – деление на коммуны. А живут там, как понятно из названия, коммуняки. Число коммун в этой стране сейчас достигает 288. В обязанности их глав входит много чего: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и так далее. Коммуны имеют право взимать подоходный налог, да еще какой! Но об этом позже. Между государственным и коммунальным уровнями существует региональное управление. На этом уровне Швеция – унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления – ландстинги, избираемые населением на три года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро. Легко запутаться, но мне, естественно, все это пришлось учить назубок, прежде чем отправляться в рабочие командировки по Скандинавии! |
||||
Паром «Viking Line» – плавучий мини-Лас-Вегас |
||||
Город древний, Столица Швеции – древний город Стокгольм – была построена на 14 островах, которые ничем не соединялись между собой, поэтому сейчас в регионе насчитывается свыше 50 мостов. Берега столицы омываются озером Меларен с одной стороны; с другой – Балтийским морем. На море находится стокгольмский архипелаг – острова, островки и просто отдельные скалы. В центре Стокгольма располагается Гамла Стан, что значит «Старый город». Мне тут же припомнился «Ванна Таллинн» – древнее место в центре эстонской столицы. Смысл тот же… Риддархольмен («Рыцарский остров») – так шведы называют хорошо сохранившийся город-ской центр средневековья во всей Северной Европе, который был создан еще в XIII веке. Старый город постепенно переходит в современную застройку близлежащих районов. Весь Стокгольм отличается смешением истории и современности, что создает уникальное своеобразие города и его очарование. |
||||
|
||||
Воткни автомобиль Шведы предпочитают жить в малоэтажных домах, причем это касается не только маленьких, но и крупных городов, включая Стокгольм. Одно- и двухэтажные частные дома – в порядке вещей практически по всей стране. Около каждого из них расположен ухоженный садик, парковочные места… И на каждом паркинге есть электрическая розетка. Сделано это потому, что зимы в Швеции как-никак суровые, и автомобили требуют подогрева. К примеру, припарковался ты на автостоянке у какого-то дома, возле магазина или еще где-то, воткнул специальный шнур в розетку – машина греется. Естественно, это чего-то стоит, но я ни разу не подключался, поэтому про цену врать не буду. В любом случае, электричество стоит гораздо меньше, чем бензин для подогрева машины в ваше отсутствие. И экономные шведы это давно поняли! А вообще стоянки в Швеции – дело дорогое. Как-то в Стокгольме поставил я свою машину в подземный гараж столичного супермаркета. Во всем мире, насколько мне известно, эта процедура бесплатная. Поэтому я не спеша прошелся по всем отделам этого огромного магазина (затратив на это часа полтора), вернулся обратно, выехал со стоянки, и тут привратники предъявляют мне счет – девять евро. То есть, шесть евро за час. Однако!.. |
||||
Государство Несколько слов о налогах и распределении денежных средств в стране. Я попытался разобраться в этом и опять наткнулся на прокоммунистическую систему: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Это касается бомжей и миллионеров. Шкала подоходного налога в Швеции просто сумасшедшая – от 0 Но мой приятель, имеющий соответствующее образование и сопровождавший меня в одной из деловых поездок по Скандинавии, кое-что разъяснил. Правительство и местные органы управления имеют очень широкий круг полномочий: образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое. Для реализации всего этого требуется значительная часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высокий. |
||||
|
||||
|
||||
Вспомню еще один случай. Там же, в Стокгольме, я прогуливался пешком возле Королевского дворца. Вдруг вижу – перекрывается все движение, приезжают штук шесть полицейских машин и три-четыре «скорые». Над этим местом начинает патрулировать вертолет, а по каналу мчатся катера со спасателями. Появился даже капитан королевских гвардейцев. Господи, думаю, что стряслось-то?! Неужели кино в самом центре снимают? Но вся эта огромная толпа собралась не для того, чтобы попасть в видоискатель кинокамеры. Оказывается, в канал спьяну упал… местный бомж. И полгорода поставили на уши только для того, чтобы он случайно не утонул, чтобы его из канала вытащить! В Швеции, по моему разумению, бомжи живут гораздо лучше, чем кто бы то ни было. Им ничего не надо, а денег им перепадает примерно столько же, сколько их работающим соотечественникам. Единственное – бомжам-пьяницам очень сложно удовлетворять свои личные потребности. В Швеции действует некая разновидность «сухого закона», который заключается в следующем: в обычном продуктовом магазине запрещается продавать напитки выше трех градусов. Так вот, во всей Европе известное немецкое пиво продается крепостью, как положено, 4,9%. А в Стокгольме смотрю – та же бутылка, та же этикетка (с надписью «Произведено в Германии»!), но крепость 2,8% – чуть «убойнее» водопроводной воды! |
||||
Зато в этих магазинах имеется своя прелесть. Заходишь, берешь отрывной талончик из автомата, загорается табло, ты подходишь к продавщице и излагаешь ей свои потребности. Лично я захотел местного пива, попросив по одной бутылочке местных сортов. Пока она разбиралась в заказе, я огляделся по сторонам, и у меня чуть глаза не выпали! Потому как все остальные покупатели набирали спиртной товар либо на «обмывание» многомиллионной сделки, либо на всю оставшуюся жизнь. В таком количестве даже у нас на свадьбу не набирают! Завершая «градусную» тему, хочу добавить, что в этом вопросе Россия и скандинавские страны существуют примерно на одних «широтах», и это касается не только географического расположения, но и пристрастий к алкоголю. Вспомните фильм Рогожкина «Особенности национальной рыбалки»… |
||||
Живущие Когда я добирался до столицы Швеции на машине сухопутным путем через Финляндию, то по дороге к Стокгольму обнаружил мешанину мелких, «врезанных» в сушу заливчиков. Только они там называются не фьорды, как, к примеру, в Норвегии, а шхеры. Причем на этих островках живет много людей. И туда давно уже проведена пресная вода, электричество, а кое-где даже и газ! На этих островах живут по-разному. Некоторые делят маленькую территорию на две семьи (как, например, та же группа «AББA» в конце 70-х – начале 80-х); некоторые выкупают островок в долгосрочное владение только членами своего семей-ства. А есть и такие люди, которые предпочитают жить «шведской семьей». И это не выдумка – такое в Швеции практикуется довольно часто. |
||||
Примерно так выглядит домик группы «АББА» на одном из островов
|
||||
Цены кусаются Цены в стране, конечно, разнятся. Как между Москвой и Челнами. Если, скажем, в центре Стокгольма попытаться что-то съесть в нормальном заведении не ниже уровня кафе, то это обойдется в полтора-два раза дороже, чем в подобном кафе на окраине. Но даже вдалеке от центра нормальное второе блюдо меньше, чем за 20 евро тебе не подадут. Теперь прикиньте, во что это обойдется где-нибудь неподалеку от Королевского дворца! В магазинах – относительно продуктов – выбор бедный. Во всех европейских магазинах (включая Россию) ассортимент куда более разнообразный. Как они из такой скудности умудряются так фантастически готовить, не понимаю до сих пор. Что касается цен, то потрясающая на вкус норвежская семга стоит около девяти евро за килограмм (уже нарезанная, как тебе надо). Говядина и свинина – около 20 евро за кило. Купил как-то растворимый кофе «Nescafe Gold». 200-граммовая банка обошлась мне в 8,5 евро. Сравните с ценами в Татарстане! Сколько стоит проезд в метро, так до конца и не понял, ибо в Швеции существует своеобразная система оплаты. На входе в станцию метро ты покупаешь здоровенный билет, который состоит из 16-18 узеньких полосок и стоит около 15 евро. Каждая полоска – на определенный участок пути (в километрах). Кассиру говоришь, по какой зоне будешь ехать, и он в этом месте билета ставит штамп. Нет никаких компостеров, жетонов и тому подобного. Скажу проще: если тебе нужно проехать на метро минут, скажем, двадцать, ты «выложишь» как минимум три полоски. Они, кстати, не отрываются, а загибаются. Обмануть в шведском метро – проще простого. Называешь ближайшую станцию, а едешь через весь город! По крайней мере, меня никто ни разу не проверял. Власти Швеции, видимо, полагают, что их граждане – самые честные в мире.
(В прошлом номере мы писали о том, как относятся шведы к Карлсону). |