Татьяна Лиознова: «Мои герои – люди долга»

Кинорежиссер Татьяна Лиознова – создатель таких замечательных фильмов, как «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся». 87-летний режиссер была последней из поколения, пришедшего в кинемато-граф сразу же после войны. Однако в 50-х ее считали человеком без советских подходов к искусству, и свою первую картину Лиознова сняла только в 1958 году – это был фильм «Им покоряется небо».
 

Киноведы точно отметили, что Татьяна Лиознова снимала картины о людях вне своей среды: такими были провинциальная Нина из «Карнавала», решившая покорить столицу, рядовой диспетчер СМУ Леня Шиндин, добивающийся справедливости у круга начальственных лиц из картины «Мы, нижеподписавшиеся», деревенская Нюра из «Трех тополей на Плющихе» и, несомненно, советский разведчик Штирлиц. Но для Татьяны Михайловны ее герои были прежде всего людьми долга, о чем она сказала несколько лет назад, накануне своего юбилея, в интервью для «Новой недели».

 

Мои актеры

– Татьяна Михайловна, что стало вашим первым шагом к режиссерской профессии?

– Еще в школе я создала театральный кружок, где поставила свои первые спектакли. А все началось в пионерском лагере, куда к нам приезжали с концертами артисты – один из них был актером Малого театра. Я подошла к нему и сказала, что мы с ребятами очень хотим открыть в школе драмкружок, и смогла убедить его в том, чтобы он пришел и помог нам. Он действительно пришел, причем со своим коллегой, и мы сделали с ними свой первый спектакль про детство маршала Семена Буденного. Кстати, я играла там именно Семку Буденного!

– Какие герои вызывали у вас интерес?

– Люди долга. Всех моих героев объединяет одно качество – это чувство долга, и каждый из них доводит свое дело до конца.

– Еще до съемок фильма «Три тополя на Плющихе» вы были знакомы с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Как вам удалось пригласить этих двух гениальных актеров в свой фильм, ставший классикой советского кино?

– В журнале «Неделя» был напечатан рассказ «Три тополя на Полянке», и редакция предложила автору сделать сценарий для режиссера Лиозновой. Но Александр Борщаговский, автор сценария, ответил: «Все, что я знал, я написал, мне больше нечего сказать». А рассказ был очень маленьким и помещался на одной странице тонкого журнала, но я сказала: «Не беспокойтесь, я знаю эту женщину», то есть главную героиню, и знаю, как о ней рассказать.

– Скажите, кто был именно вашим актером? С кем вы были, как говорится, на одной волне?

– Мне со всеми актерами работалось легко – они всегда принимали новые поправки и новые решения. Моими же актерами были Куравлев, потом Янковский, хотя сыграл он у меня лишь в одном фильме – «Мы, нижеподписавшиеся», но сыграл прекрасно! Мой актер и Ефремов, но, к сожалению, после ленты «Три тополя на Плющихе» он у меня не снимался. Моей актрисой была и Ирина Муравьева, снявшаяся в картинах «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся». Муравьева вообще очень колоритная актриса, в которой я оценила готовность к импровизации, и собиралась снимать ее дальше.

 

«Это фильм не столько о разведчике,
сколько о поведении людей на войне»
 

Сама выбрала
эту тему

– Татьяна Михайловна, почему именно вам в начале
70-х поручили взяться за фильм «Семнадцать мгновений весны», тему разведки, которая близка в первую очередь мужчинам?

– Мне никто не поручал – я сама выбрала эту тему. И во многом сама заново переписала сценарий, добавила несколько тем и персонажей, написала несколько сцен, которые давали возможность сделать этот фильм более человеческим. Это, например, сцена прогулки Штирлица по лесу с фрау Заубих, кроме того, я написала сцену встречи с женой.

– Что было самым важным в работе над этой картиной?

– Это фильм не столько о разведчике, сколько о поведении людей на войне. Штирлиц ведет себя как солдат мысли и духа и как солдат на передовой, на фронте Великой Отечественной, он обнаруживает и разоблачает предательство наших союзников.

– После «Семнадцати мгновений» хотелось снять фильм о войне? И почему, кстати, вы ничего не снимали семь лет – с 1973 по 1980 год?

– Я искала близкий мне сценарий и в то же время просмотрела километры лент военной хроники. В начале 80-х у меня родилась идея снять фильм про наш ледокол «Микоян», который во время войны убегал от немецкой и итальянской погони в водах Черного и Средиземного морей, а затем через Атлантический океан возвращался в Советский Союз, чтобы уже воевать с немцами на Северном флоте. Фактически для команды корабля это было опасное кругосветное путешествие. Но картину не удалось снять из-за проблем с финансированием.

– А какие фильмы вы смотрите сейчас, довольны ли развитием современного кинематографа?

– Те картины, которые я видела, несопоставимы с советскими фильмами, лучшие из которых проповедовали то, что порядочность и труд – это главное достояние человека, причем проповедовали это лучшими средствами русской литературы. Считалось, что картина должна вызывать добрые чувства, радость общения с людьми, которые находятся на экране. Сейчас же труд и достоинство исчезли с нашего экрана – на смену им пришли жестокость и пошлость. А так как советские режиссеры понимали все тонкости человеческой натуры, психологию героев и значение интонации, их герои были очень достойными людьми.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*