Минэкономики РТ подвело итоги рейтинга социально-экономического развития муниципальных образований республики за текущий год. НЧ заняли в этом списке 14 место. Причины падения рейтинга крупного города сразу на семь пунктов – это увеличение безработицы, снижение объемов добавленной стоимости, падение темпов строительства в объемах возведения жилья. Для справедливости стоит отметить, что так называемый Автоград — не единственный в Татарстане, кто потерял свои позиции в этом рейтинге. Также потери познали Мензелинский район и Атнинский. Предсказуемо лидирует в списке самых успешных городов по развитию Казань.
Моногород, как приговор
НЧ несомненно, хоть и с некоторыми оговорками, принадлежит к категории моногородов. Со всеми вытекающими из этого проблемами. Он и создавался первоначально, как город для обслуживания предприятий автопрома. В периоды бума отечественного автомобилестроения это, конечно же, являлось для него большим плюсом. Без автозаводов и их подразделений он бы никогда не достиг сегодняшних размеров, не имел бы прошлых достижений. Однако время не стоит на месте, меняются реалии. И некоторые преимущества для развития, спустя годы, превращаются в тормоз, а то и в груз, который тянет на дно
На территории сегодняшнего Татарстана городское население в конце XIX в. составляло не более 10%. Преимущественно городским Татарстан стал чуть меньше, чем за 100 лет. Прогноз показывает, что к наступлению 2030 года горожане в республике подберутся к отметке в 80%. Заработки сельхоз рабочих — двигатель, который перемещает сельское население в города. Но есть ли шансы у НЧ участвовать в этом процессе и дальше, увеличивая население? Или же ему суждено со временем узнать, что такое перетекание населения в более успешные муниципальные образования, превратиться в город-призрак? Такой, каким стали некоторые города США, чья жизнь была замкнута вокруг автомобильной промышленности, и после кризиса в отрасли просто исчезла.
В городах находится большая часть населения, сосредоточены основные капиталы и экономический потенциал. Концентрация городских жителей в моногородах порождает свои проблемы, и если на них своевременно не обратить внимание, то катастрофические последствия не заставят себя ждать. В городе, где происходит неконтролируемый упадок, неизбежно повысится преступность, упадет продолжительность жизни, образовательный уровень, станет ветшать жилье и разрушаться инфраструктура. Всего этого можно избежать, если здраво оценить обстановку, перспективы и выработать четкий план развития для города.
Не все так плохо
Всякая проблема моногорода — это не только его проблема, это проекция общего состояния экономики страны в целом. Во время всякого кризиса наиболее уязвимыми становятся города, чья жизнь зависит от градообразующих предприятий. В первую очередь – это автомобильные заводы, оборонные предприятия, добывающие, производящие текстиль. Кризис затрагивает предприятие, а дальше начинается цепная реакция: увольнения, падает уровень жизни, безработица и остальные «прелести» кризисной жизни. К счастью, в НЧ ситуация пока не критическая. Градообразующие предприятия остаются на плаву. Объемы выпуска продукции и ее реализации упали, но пока не катастрофически. Работа, в принципе, есть. Правда, многим приходится приобретать новые профессии, что, конечно же, не комфортно, заставляет ломать устоявшийся образ жизни. Что же касается проблем ведомственных объектов, то по большей части их сложности проистекают из-за того, что их муниципализация совершалась без четко продуманной стратегии, для них не были определены актуальные и адекватные источники финансирования.
Сказать, что НЧ республиканские и федеральные власти обходят вниманием, невозможно. На общероссийском уровне многое делается для поддержки отечественного автопрома. Даже падение продаж новых автомобилей в России меньше, чем в некоторых западных странах. Но оно все равно значительное и отражается на ситуации в НЧ не в лучшую сторону. Ведь рост безработицы явился одной из основных причин смещения к концу рейтинга успешности муниципальных образований республики.
Точки роста
Проблемы моногородов комплексные, поэтому только комплексно они могут быть решены. При этом изменения должны начинаться на всех уровнях одновременно, по принципу от малого до большого. С малого и начнем.
Мало известный факт для тех, кто не знаком с жизнью города, но НЧ — практически единственный город страны, где в полной мере состоялся такой общественный институт, как «старший по дому». Это не совсем то, что было еще в довоенное время, не «управдом». Старший по дому – человек, который аккумулирует гражданскую активность соседей, он и ретранслирует их власти. Именно так жители НЧ принимают участие в жизни микрорайонов. Встречи происходят как с представителями законодательной, так и исполнительной власти. Проблемы местного масштаба, но важные для тех, кто их поднимает. Это установка «лежачего полицейского», ремонты, устройство дополнительных парковок, разгрузка от транзита внутриквартальных дворовых проездов и т.д. Это мелочь, но она важна для того, чтобы жители чувствовали себя частью микрорайона и частью города. Чтобы не происходило ухудшение микроинфраструктуры.
Другая сторона – это участие в общефедеральных и республиканских программах. Есть такая федеральная структура, созданная в прошлом году — Фонд развития моногородов. В июле РТ подписала соглашение с фондом именно по НЧ. Генеральное соглашение предусматривает создание альтернативных, тех, что не связаны с градообразующими предприятиями, рабочих мест, получение привлеченных инвестиций. И цифры в планах немалые. Рабочих мест – 7,5 тыс., объем предполагаемых инвестиций — более 17 млрд руб. Уже началось осуществление ремонта автомобильной дороги в городской промзоне, стоимость предприятия — около 800 млн руб. Есть и другие программы развития.
В самом начале НЧ создавались как город для всей страны – СССР, а потому современная РФ, как правопреемник, должна не выпускать город из поля зрения, помогать ему выбираться из кризиса на общефедеральном уровне. Сам Татарстан не способен самостоятельно справится с возникающими там проблемами, просто для этого нет достаточно рычагов. Потенциал у НЧ есть, его промышленность востребована, пусть и не в тех объемах, как сегодня хотелось бы жителям города.