Транспортная реформа в Набережных Челнах забуксовала

Передел любого рынка, даже проведенный с самыми благими намерениями, не может пройти безболезненно. Всегда найдется тот, кто останется недовольным. Так случилось и с транспортной реформой в НЧ…

55eaff587ebd1

Плоды реформы
Процессы в сфере городских перевозок, пущенные практически на самотек, всегда приводят к тому, что на большинстве самых лакомых автобусных маршрутов начинают работать маршрутки, вытесняя большие автобусы.

Однако и цены в результате у них становятся выше – все-таки такси, и безопасность пассажиров под вопросом. И много еще всяких «но»: от того, что они создают перегруженность на городских улицах, до того, что машины просто не предназначены для езды в них стоя.

Возможно, именно эти соображения и привели городские власти к мысли провести в моногороде транспортную реформу. Оценивал ее плоды сам глава Татарстана.

Осмотрев новый автопарк и лично проехавшись на новом пассажирском автобусе – одном из тех, что выехали на улицы НЧ. Это был один из основных моментов реформы в сфере городского транспорта, инициированный главой городского исполкома Наилем Магдеевым. По словам чиновников, впервые за последние годы в транспортной сфере наведен порядок.

При этом интерес мелких частных перевозчиков постарались не ущемлять. Многие городские маршруты остались за ними, однако сами перевозчики вынужденно объединились.

Одно из главных достижений – повышение квалификации водителей, которые обслуживают пассажиров. Ведь автобусов стало меньше, перевозки станут осуществлять наиболее опытные.

На линии появились первые четыре десятка больших новых автобусов «Нефаз» производства «КамАЗа», закупленные новосозданным коммунальным транспортным предприятием. В качестве топлива используется газ, что немаловажно для поддержания приемлемой экологической обстановки в промышленном городе. Новые автобусы и трамваи выглядят свежее и привлекательнее, имеют броскую сине-оранжевую расцветку, что сразу выделяет их в общем потоке машин. Для оплаты проезда установлены так называемые валидаторы, оплата производится бесконтактным способом, карточку проездного даже не надо вынимать из портмоне. Кондуктор отсутствует — в случае, если возникает необходимость оплачивать поездку наличными, билет выдаст водитель. В перспективе – возможность оплаты пластиковыми карточками и даже через мобильный телефон. Операторы к этому готовятся.

Поменялся и внешний вид водителей — теперь они выходят в рейс в форме. Автобусы передвигаются лишь по широким магистралям, а потому и создают меньше помех для других транспортных средств. В будущем планируется выделение специальных дорожных полос для общественного транспорта.

Если отбросить слово «будущее», то с пассажирским транспортом в НЧ ситуация, вроде бы, наладилась.

Что имеем?

Несмотря на то, что реформа уже началась и имеет вполне реальные плоды, перевозка пассажиров в моногороде остается актуальной проблемой. С одной стороны, есть выигравшие конкурсы и получившее «место под солнцем» муниципальное предприятие «Электротранспорт», в ведении которого находятся и перевозки большими автобусами, и объединившиеся частные перевозчики в лице «Пассажирских перевозок». Но за бортом остались и те, кто уже давно работает на рынке, однако не сумел ответить новым условиям, выдвинутым тендером.

За такими перевозчиками не так уж и мало маршрутов. Вроде бы, все понятно. Проиграл — уйди. Но такого не случилось. Люди решили не расставаться со своим бизнесом. Путь был выбран единственно верный в таких условиях – жалоба в антимонопольную службу. Результат был, может, и не очевидный, но и его нельзя было исключить. Антимонопольная служба посчитала, что условиями конкурса ущемлялись права мелких предпринимателей, которые просто не могли закрыть своими микроавтобусами предложенные им лоты. Никто не предложил им менее крупные куски городского «пирога». Властям было предложено аннулировать итоги конкурса и провести новый по тем самым спорным маршрутам. Решение антимонопольной службы городские власти не стали комментировать, сославшись на то, что не полностью владеют информацией. При этом даже не знают, было ли ими оспорено в порядке арбитража это самое решение. Отдел транспорта и дорожного хозяйства тоже ситуацией не владеет. А вот оставшиеся за бортом мелкие перевозчики времени не теряют. Жалобы в антимонопольную службу – это лишь первый шаг. Второй уже сделан — подан иск в Арбитражный республиканский суд на тех, кто разрабатывал прокладку новых городских маршрутов и обосновывал транспортную реформу в городе – это группа специалистов из Петербурга.

Победители конкурса стараются не замечать этого течения в противоположную сторону. У них с городскими властями видимых проблем не существует. Автобусы выходят на заявленные маршруты, перевозят пассажиров. Конечно же, останавливать перевозки лишь потому, что идут разбирательства, не стоит, кому-то надо перевозить людей. Пассажиры-то здесь при чем? Итоги конкурса официально не отменяли. Однако и с такой примиренческой позицией, которую занимает объединение перевозчиков «Пассажирские перевозки», возникает путаница: прошлый маршрут номер 2 не совпадает с вновь проложенным 2-м маршрутом. При этом прежний перевозчик, проигравший тендер, но заручившийся поддержкой антимонопольной службы, продолжает перевозить людей. В городе одновременно существует два «вторых» маршрута. Практически такая же история и с некоторыми другими маршрутами. «Пассажирским перевозкам» приходится реагировать на ситуацию, чтобы челнинцы могли избежать путаницы. Так, их «второй» маршрут стал «шестым». Частный перевозчик на «девятом» маршруте возит людей под номером «209».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Частные перевозчики сами виноваты. Набрали водителей кого попало. Водители хамят, проезжают остановки, хотя в салоне есть пассажиры которым надо выходить на этой остановке. Остановки не объявляют, часто пассажир и водитель вступают в выяснение своих прав, когда оплачивать проезд: при входе или при выходе. Отпускают сальные шуточки в адрес пассажиров. Я уже не говорю о поведении на дорогах. Скоростной режим не соблюдают. Про то что скорость движения пассажирского транспорта в черте города не должна превышать 50 км/ч все забыли. Водители ведут себя как будто они управляют свои личным легковым автомобилем. Создают аварийную ситуацию.
    В то же время, без маршруток будет плохо. Громоздкие автобусы усложняют дорожную обстановку в городе. Ходят почти пустые.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*