«Платон» нам друг или не друг, вот в чём вопрос

Появление платных федеральных дорог в России мало кого оставляет равнодушным. В первую очередь, это грузовые перевозчики, те, кого данная система касается непосредственно. Ведь это им оплачивать новые поборы на дорогах. Стоит временно оставить в стороне эмоциональные заявления вроде тех, что протесты дальнобоев профинансированы из-за океана с целью дестабилизации обстановки в стране, и мнений, что само появление «Платона» — это порождение отечественных коррупционных схем. Для начала следует прислушаться к мнению тех, кому приходится работать в новых условиях.

svp_platon
Сокращаются ли поставки продуктов?
В Минпромторге уверяют, что в настоящее время обложение платой за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой, превышающей 12 тонн, не вызвало сбоя поставок продукции. Однако при этом другая сторона, а именно, представители торговых сетей, сделали подкрепленное документами заявление о том, что все же работа «Платона» уже привела к сокращению поставок товаров на 10 %. Вдобавок, в 2016 году взимание платы вызовет и подорожание товаров в рознице. Добавление тоже оправдано экономически. Если перевозчикам придется платить за проезд по дорогам, то вернуть эти деньги можно лишь одним путем – подняв расценки на перевозку грузов, что неминуемо отразится на той цене, по которой товары будут появляться на полках в магазинах торговых сетей.

В Министерстве также оптимистически сообщают, что все трудности и споры вокруг системы «Платон» не привели к каким-либо сбоям в поставках товаров в торговые сети. Чиновников министерства больше волнует снижение покупательской способности населения. За год падение, скорее всего, составит около 20 %. Мол, завезти товар — не проблема, проблема – его продать. В министерстве пообещали помочь в любом конкретном случае — если возникнет проблема с поставками, то будут реагировать на соответствующие обращения ритейла. Предполагается, что в министерстве накопят подобные обращения в течении недели-двух, а потом передадут данные президенту. Так будет происходить регулярно, решение будет приниматься на самом высшем уровне. В ведомстве, правда, сказали, что пока таких обращений к ним не поступало. Также отслеживается и возможное повышение цен из-за введения платы за проезд по федеральным трассам. Скачков цен пока не наблюдается — так заявляют те, кто следит за ситуацией в министерстве.

Другая же сторона – ритейлеры, вместе с поставщиками товаров, заявляют о том, что введение платы за проезд по дорогам уже негативно сказывается на поставках. Во всяком случае, увеличиваются сроки. Торговые сети прогнозируют и минимальное повышение цен из-за введения в действие системы «Платон» — 5 %. При этом делаются и другие пессимистические прогнозы. Общая тенденция такова – улучшений от введения системы никто не предвидит. Только ухудшение, или же в лучшем случае — замораживание теперешней ситуации с поставками и ценами в рознице.

До сих пор не решена одна из основных проблем «Платона». Еще накануне введения системы платных дорог в действие было известно, что подавляющая часть перевозчиков, особенно в регионах, так и не получили приборы, необходимые для того, чтобы сканеры на дорогах могли списывать с них необходимые суммы. Без такого устройства машина перевозчика тут же попадает в число нарушителей, что чревато наложением больших штрафов. Даже в крупных компаниях, у которых связи налажены лучше всего, нехватка таких приборов составляет до 90 %. Из-за этого некоторые перевозчики намерены занять выжидательную позицию и посмотреть, как все будет работать. Многие просто не выпускают в рейс машины, опасаясь штрафов. При таком раскладе часть грузов гарантированно не достигнет адресата. Перевозчики называют и примерный уровень недопоставок – треть от всех перевозок предыдущего периода.

Может быть, не стоило начинать работать с неопробованной системой, если от ее реализации предвидятся одни неприятности?

1447750524_platon
Взгляды со стороны
Мнение экспертного сообщества хорошо тем, что это мнение со стороны. Его участники прямо не заинтересованы в итогах, они лишь отражают существующую ситуацию и делают непредвзятые прогнозы.

Практически все неангажированные специалисты сходятся во мнении, что система «Платон» напрямую повлияет на цены в магазинах в сторону их повышения. Такого мнения придерживается и известный своими либеральными экономическими взглядами Герман Греф. При этом он не отрицает самой целесообразности создания системы платных автомобильных дорог в РФ.

Причиной роста могут стать, и уже становятся, ошибки, которые системно были заложены при создании «Платона». Именно они оказали влияние на общественные настроения, на негативные изменения логистики. Результат не заставит себя ждать ближе к Новому году, когда в товарооборот станут поступать товары, доставленные по новой схеме. Примерный «вклад» в инфляцию от введения в действие новой платы специалисты оценивают в 1,5 %. Эта цифра максимально возможна — скорее всего, если некоторые вопиющие ошибки будут оперативно исправлены, она составит и 0,5 %. Но все равно, это достаточно много. Ведь существуют и другие негативные факторы, напрямую не связанные с перевозками. Инфляция накапливается сразу по нескольким направлениям и суммируется.

При этом экспертное сообщество в большинстве своем сходится во мнении, что введение платы за проезд по федеральным дорогам для большегрузных автомобилей вполне оправдано. Именно они максимально разбивают твердое покрытие автомагистралей. Особенно интенсивно это происходит весной при оттаивании грунта, осенью, при его переувлажнении и летом при высоких температурах. Подобная практика существует во многих странах, которые принято называть цивилизованными.
Другое дело — куда будут потрачены собранные системой деньги, и какими способами вводится система в действие.

О чем следовало позаботиться заранее
Сказать, что систему платных дорог ввели внезапно, невозможно. Власти уже давно предупреждали об этом новшестве. Но ожидать, что «Платон» заработает без сбоев с первого дня запуска, было бы несправедливо. Те страны, где вводились подобные системы, предварительно проводили ее тестирование. То есть, система работала, но денег за проезд никто с перевозчиков не брал. Так, например, было в Германии. Там тестовый период составил около двух лет. Лишь после того, как убедились, что все проблемы сняты, система заработала в штатном режиме.

Нюансов может возникать множество. Не зря перевозчики страхуются и не выпускают машины в рейсы.

Например, вопрос о том, как будут доходить штрафы до нарушителей. Опыт соседней Беларуси, где такая система была введена несколько лет тому назад, показывает, что штрафы могут идти достаточно долго, несколько месяцев. Нарушитель, — а ведь возможна и ошибка системы, которая просто не считала до конца устройство, — может и не знать, что должен заплатить. Тем не менее, проценты на неуплаченный штраф начисляются с момента фиксации. В результате возникает астрономическая цифра штрафа. И доказать что-либо практически невозможно.

Само по себе введение системы в действие не может привести к сбоям в доставке товаров. Но это только в том случае, если будут разрешены все спорные моменты и учтены недоработки. Именно они тормозят дело и вызывают социальное напряжение. Лучшим выходом было бы введение периода тестирования «Платона», а уже потом — взимание платы за проезд.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. Пожалуйста, приведите математическое обоснование удорожания одного кг колбасы, привезённой в рифрежераторе ну допустим на 2000 км при учёте стоимости проезда 1,53 на 1 км. Я очень сомневаюсь, что там выйдет хотя бы 1 %. А вот розничные торговцы под этим предлогом накрутят процентов 10 в лучшем случае. В РОССИИ НЕОБХОДИМО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ — это и есть первопричина всех бед.

    • Вот что сказал в интервью «Газете.Ru» генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро в ответ на вопрос «как «Платон» отразился на конечной цене продуктов?»
      «Конкретно у меня в голове несколько цифр, поскольку в зависимости от продукта, от региона и от маршрута цена возросла по-разному. В среднем дистанция между молочными фермами и нашими заводами составляет 400 км. Также нужно учесть путь от предприятия до точек продаж в городах — это около 600–800 км. В итоге «Платон» с его стоимостью 1,5 руб. на каждый километр, может, и не такие большие затраты по сравнению с ценой на сырое молоко, но все равно это существенный фактор. В марте тариф вырастет вдвое, что также повлечет последующий рост стоимости логистики. Поэтому система «Платон» повысит наши прямые издержки и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов».

  2. В России так много и так долго воровали, что люди по-волчьи смотрят на любые денежные сборы. Даже реально обоснованные. Ведь реально дороги разбивает не легковушка раз в год съездившая на море, а большие многотонные машины. Да, дороги в России должны быть бесплатными, но для тех, кому они нужны для перемещения, а не для набивания кармана.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*