Сможет ли «КамАЗ» вернуть себе былую славу?

kamazИстория знает немало примеров, когда мировые автогиганты под воздействием тех или иных обстоятельств буквально в течение нескольких лет банкротились и исчезали либо поглощались конкурентными автопроизводителями. Правда, случалось и такое, что оказавшееся на гране выживания предприятие за относительно короткий срок возрождалось, словно птица Феникс из пепла. Какая же судьба ожидает легендарный «КамАЗ», который сейчас переживает далеко не лучшие времена?

Недавно Сергей Когогин, генеральный директор «КамАЗа», заявил, что вверенное ему предприятие ставит перед собой амбициозные цели. Одна из них – увеличить в текущем году товарооборот. Причем не на каких-то 2% или 5%, а на целых 10%. Что ж, планы, действительно, наполеоновские. На первый взгляд кажется, что реализовать их невозможно, ведь 2015 г. выдался для «КамАЗа» одним из самых провальных.

Что же касается конкретных цифр, то, по словам Сергея Когонина, в текущем году «КамАЗ» намерен реализовать более 30 тыс. машин. А вернее – 32 тыс. Из них около 7 тыс. планируется продать за рубеж. Вместе с тем, в прошлом году предприятие, учитывая экспортные поставки, реализовало около 29 тыс. автомобилей.

Обнадеживающая тенденция

Согласно последним данным, продажи «КамАЗа» резко пошли в гору. Например, за март текущего года они взлетели почти на 40%. Причин тому несколько.

Во-первых, крупному отечественному производителю грузовых машин играет на руку курсовая разница.

Во-вторых, российский автогигант не пережидает кризис, а постоянно занимается обновлением своего модельного ряда.

В-третьих, менеджмент предприятия активно работает на экспорт.

Резкий рост продаж позволил «КамАЗу» увеличить свое присутствие на рынке. Если в прошлом году грузовые машины этой марки занимали ровно половину рынка, то есть 50%, то в первом квартале 2016 г. их доля выросла до 60%.

Цена имеет значение

Дмитрий Иевлев, который возглавляет транспортный парк логистической компании «ПЭК», считает, что автомобили «КамАЗ» стали востребованными на отечественном и зарубежном рынках в силу их доступности. Также он подчеркивает, что предприятие выбралось из кризиса во многом благодаря государственной поддержке. Дело в том, что правительством была принята программа по стимулированию приобретения техники отечественного производства по лизингу и трейд-ин. Вместе с тем, сыграла свою роль и программа утилизации. Если грамотно воспользоваться перечисленными государственными инструментами, то на грузовую технику крупнотоннажного типа (учитывая ту или иную модель и комплектующие к ней) можно получить скидку в диапазоне от 600 до 900 тыс. руб. Подобный «бонус» европейские производители автомобилей предоставить не способны. Вот покупатель и «голосует» рублем в пользу «КамАЗа».

Накладывает свой отпечаток и непростая экономическая ситуация в стране. Организации, предприятия и другие юридические лица стремятся минимизировать расходы на приобретение техники. Более того, в случае поломки та же машина «КамАЗ» потребует меньше денег на ремонт, чем грузовик европейского производства.

Дмитрий Воеводин, эксперт в области логистики, замечает, что у «КамАЗа» хорошо налажена инфраструктура ремонтных станций. К том же существует немало и частных СТО по ремонту грузовиков данной марки. Именно поэтому грузоперевозчики отдают предпочтение именно «КамАЗу». Стоит им перейти на импортные грузовики, как тут же возрастут издержки. А это означает, что тариф на грузоперевозки тут же взлетит на 20%. Что чревато потерей клиентов.

Постоянно в движении

Рост продаж грузовиков «КамАЗ» обусловлен и тем фактором, что предприятие регулярно и довольно успешно выпускает новые модели машин. Достаточно вспомнить, как в 2014 г. сошел с конвейера и моментально нашел своих покупателей «КАМАЗ 5490». Этот тягач создавался для длительных перевозок. И что примечательно – раньше данный сегмент рынка принадлежал только иностранным брендам. Отрадно и то, что в прошлом году реализация отечественного тягача от «КамАЗ» выросла почти на 200%.

Продолжает выпускать новинки «КамАЗ» и в нынешнем году. Так, на предприятии в марте 2016 г. стартовало производство тяжелых грузовиков, относящихся к новому автомобильному поколению. Налажен выпуск не только такого уникального самосвала, как «КАМАЗ-6580». Вместе с ним начато производство и «КАМАЗ-65801», а также «КАМАЗ-65802». Эти автомобили имеют комфортабельные кабины, предельно надежную подвеску и новые моторы.

Валютная выручка

Тем не менее, «КамАЗ» не зацикливается на отечественном рынке и занимается активными экспортными поставками. Последние в первый квартал текущего года были увеличены на 18%. Что же касается регионов, куда отправляется продукция татарстанского предприятия, то это Латинская Америка, Ближний восток, а также страны Юго-Восточной Азии. Особым спросом пользуются грузовики «КАМАЗ» во Вьетнаме, Индии, Иране.

Примечательно, что еще совсем недавно вьетнамский рынок для «КамАЗа» являлся неперспективным — предприятие терпело там лишь одни убытки. Во Вьетнам продавалось всего около 50 машин в год. Но продуманный маркетинг сделал свое дело — в прошлом году вьетнамцы приобрели уже 744 автомобиля. В текущем же, как ожидается, эта планка будет поднята до 1 тыс. машин. Если удастся выйти на запланированные показатели, то не исключено, что в скором времени во Вьетнаме появится сборочный цех «КамАЗа».

Кроме того, руководство «КамАЗа» активно сотрудничает с иностранными партнерами. С той же компанией «Daimler» и др. зарубежными производителями. Так, например, сейчас на заводе разрабатывают новое поколение тяжеловесных грузовиков. Их планируют оснащать новыми дизельными двигателями на 6 цилиндров. Данные автомобили будут собираться в кооперации с немецким производителем «Liebherr». Специально для этих целей в Набережных Челнах даже будет возведен завод по производству моторов.

Но несмотря на впечатляющие результаты, Александр Дьяконов, глава логистической компании «FM Logistic», считает, что в текущем году новые модели грузовиков «КАМАЗ» будут не слишком востребованы. Ведь экономика страны по-прежнему находится в нестабильном состоянии. Зато, если верить прогнозам экспертов и аналитиков, в 2017 г. произойдет оживление экономики, и новая линейка продукции «КамАЗа» станет в буквальном смысле этого слова нарасхват.

Впрочем, загадывать на будущее – дело неблагодарное. Единственное, что может делать «КамАЗ» в сложившейся ситуации, так это не останавливаться на достигнутом и постоянно самосовершенствоваться.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*