В Казани может быть введена система tax free

Система tax free широко известна по всему миру. По мнению экономистов, её введение в Москве, Санкт-Петербурге и Казани должно стимулировать не только покупательскую активность, но и увеличить поток иностранных туристов, вплоть до организации шоп-туров.

Предпосылки внедрения системы tax free и её необходимость

Систему возврата налога на добавленную стоимость (НДС) — tax free, согласно разработанному проекту, планируется ввести сразу в трёх крупных центрах международного туризма в России: Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Сумма данного налога в России составляет на сегодняшний день 18%, что наряду с девальвацией рубля делает покупки весьма выгодными.

Первоначально систему tax free планировалось внедрить в 2018 году к чемпионату мира по футболу. Однако даже с учётом сокращения сроков принятия соответствующих поправок в налоговое законодательство, заместитель министра финансов Илья Трунин затруднился дать даже приблизительную оценку возможным потерям бюджета.

Проведение такого крупного спортивного мероприятия, несомненно, привлечёт огромное количество зарубежных туристов, поэтому сокращение сроков принятия соответствующего налогового законодательства обусловлено необходимостью проверки её работоспособности и эффективности. Кроме того, проведение чемпионата будет осуществляться не только в трёх пилотных городах проекта, что негативно скажется на общих показателях системы, однако позволит получить объективные сравнительные показатели налоговых сборов как с tax free, так и с НДС, в сопоставимых условиях.

Принятие таких мер обусловлено скорее имиджевыми соображениями. Так с точки зрения иностранных туристов структура и объём отечественного рынка непродовольственных товаров крайне узок, ввиду чего актуальность системы tax free невелика. Поскольку даже с учётом возможной скидки привлекательность российских товаров по сравнению с брендовыми зарубежными крайне мала.

Особенности предлагаемой системы

В соответствии с разработанным проектом, рабочая модель системы должна быть готова уже к концу текущего года, а само внедрение tax free планируется осуществлять в два этапа. По утверждённой концепции первого этапа, с 1 января 2017 года предполагается осуществлять возврат НДС без фиксации факта вывоза товара за рубеж в электронной базе данных, но при строго ограниченном количестве магазинов-участников. Но уже с 1 июля 2017 года запланировано полноценное функционирование системы. Минимальная сумма совершённой покупки для возврата НДС по предложенному законопроекту должна быть не менее 10 тыс. руб.

Все участники проекта, по утверждению заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, будут проходить утверждённую в Минпромторге процедуру сертификации. В настоящий момент уже ведётся работа по организации взаимодействия с мировыми операторами «Premier Tax Free» (Fintrax) и «Global Blue».

Естественно, что одним лишь введением системы возврата НДС эффективно стимулировать всю туристическую и торговую сферу не получится, именно поэтому глава Ростуризма Олег Сафонов выступил с инициативой, согласно которой помимо введения tax free, необходимо существенно упростить визовый режим. В частности, предлагается ввести 72 часовое пребывание в стране безвизовым, а срок получения визы сократить до пяти рабочих дней, при одновременном снижении стоимости до 20-25 долларов. Самым важным моментом является то, что безвизовое пребывание сроком на трое суток будет возможно только для организованных групп, что станет дополнительным стимулом именно для шоп-туров, длительность которых, как правило, укладывается в указанный срок.

Влияние системы tax free на общеэкономическую ситуацию

Как считает Александр Дерюгин, начальник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС, необходимость внедрения системы возникла уже давно, а её внедрение позволит существенно повысить туристическую привлекательность страны в целом. В первую очередь, присоединение к tax free позволит повысить репутацию России как страны, включённой в общемировые экономические системы. Помимо этого, благодаря низкому курсу рубля это станет мощным стимулом для туристов, нацеленных на доступный шопинг.

Несмотря на вышеописанные преимущества, не стоит забывать о том, что общеэкономическая ситуация в стране сейчас достаточно сложная, и фактическая отмена одного из источников пополнения бюджета должна быть максимально выверена с точки зрения расчётный показателей. Так, отмена НДС для иностранцев коснётся в первую очередь отечественных товаров, непосредственно производителя это никак не коснётся. Более того, от фактического снижения цены повысится конкурентоспособность продукции, и это не потребует никаких вложений. Что же касается недополученной бюджетом прибыли, то она может быть компенсирована исключительно резким ростом объёмов продаж таких товаров, и как следствие, повышением сопутствующих сборов.

Как считает заместитель Председателя Государственного комитета РТ по туризму Екатерина Барабанова, особый интерес у иностранных туристов вызывает продукция отечественных меховых фабрик, ювелирных заводов, а также сувенирная продукция и алкоголь. Что не маловажно — согласно статистике, наибольшие суммы готовы тратить туристы из Китая, что на фоне расширения сотрудничества с этой страной может стать ключевым аспектом успешного внедрения tax free в России.

Естественно, что говорить о моментальном росте данной сферы не приходится, и без активного продвижения отечественных торговых марок в зарубежном рекламном сегменте эффективность от внедрения этой системы будет стремиться к нулю. Более того, ряд отечественных товаров, пользующихся заслуженным авторитетом за рубежом, реализация которых затруднена в связи с принятием антироссийских санкций, в самой России частному лицу невозможно как приобрести, так и вывезти. Речь в первую очередь идёт об оружейной сфере (концерн Калашников), продукцию которой на зарубежных прилавках успешно заменили польские и китайские подделки.

Таким образом, tax free в российских реалиях является в целом оправданным шагом, который позволит государству при правильной организации торгового процесса существенно расширить целевую аудиторию зарубежных туристов. Эффективность принятия таких мер будет напрямую зависеть от развития сопутствующих сфер, в частности — деятельности туроператоров, простоты организации процесса возврата НДС, а также упрощения визового законодательства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*