Насколько качественное продовольствие получают детсады и школы Татарстана?

4150Закупки продуктов для школ и садов находятся под особым вниманием, поскольку при их обеспечении необходимо уложиться в лимитированный бюджет. В кризисных условиях главным вопросом остаётся качество таких продуктов, особенно с учётом их удорожания. Рассмотрим пути решения этой проблемы на примере учебных заведений Республики Татарстан.

Обеспечение закупок в условиях кризиса

Поводом для определённого беспокойства послужил рост штрафных санкций, предъявляемых к поставщикам, ввиду чего возник вопрос о причине этого явления: падение качества продуктов или результаты планомерной работы контролирующего органа.

Ещё в 2014 году возникли небезосновательные опасения касательно качества поставляемых продуктов, поскольку сроки заключённых контрактов составляли от шести месяцев до года при фиксированной стоимости питания для школьников и детей в детских садах. Уровень инфляции даже на основании официальной статистики превысил 11%, что фактически заставило подрядные организации оперативно искать пути выхода из сложившейся ситуации, которая могла поставить их на грань банкротства.

Можно долго рассуждать о том, что в этом случае необходимо проводить переориентацию закупок, избавляться от посредников, работать напрямую с производителями, но всё это принесёт плоды спустя несколько лет, а исполнять требования заключённых контрактов необходимо было уже сейчас. Единственными реальными механизмами работы можно считать снижение уровня собственной прибыли и переход на более дешёвые продукты, что при необходимости сохранения качества осуществляется в очень узком диапазоне.

Именно тогда и был начат эксперимент по централизации процесса закупок для детских образовательных учреждений, что по заявлению Марата Файзрахманова, директора департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, позволило достичь экономии в 8%. Сэкономленные средства планируется направить в распоряжение непосредственно самих учреждений. Положительные результаты проведённого эксперимента позволили переориентировать весь процесс организации закупок на новую схему, а также для систематизации деятельности и обеспечения единообразия требований утвердить единое меню и перечень продуктов, с учётом специфики снабжаемых организаций.

С учётом стоимости долгосрочных контрактов предъявление жёстких требований к поставщикам – естественный процесс. Так, с начала текущего года на закупки было потрачено порядка 1,25 млрд. руб. Качество поставляемых продуктов регулярно проверяется в технологической лаборатории Департамента продовольствия и социального питания Казани.

Естественно, что серьёзное ухудшение экономической ситуации на могло не сказаться на качестве продукции, в результате чего в 2016 году было отбраковано 242 тонны сырья и продовольственных товаров, а к поставщикам применены штрафные санкции. Причиной такого явления можно назвать снижение качества продукции до минимально допустимого порога прохождения контрольных параметров, а ввиду того, что этот показатель вариативен, отсутствие запаса нормативных величин и привело к росту брака.

Определение приоритета качества или цены

Чиновники в настоящий момент не видят повода для беспокойства, их основная задача — уложиться в лимитированный бюджет и не допустить тотального падения качества. И если с первой задачей они вполне успешно справляются, то вторая вызывает определённые опасения. Дело заключается в том, что при плавном и системном снижении качественных показателей детского питания в образовательных учреждениях будет наблюдаться постепенный отказ родителей от пользования услугами столовых, что может потенциально снизить возможные риски. В результате такого стечения обстоятельств бюджет может получить существенную статью расходов, которая фактически не будет иметь продуктивного выражения.

Несмотря на это, по мнению Гузель Ананьевой – генерального директора Департамента продовольствия и социального питания Казани, целенаправленная работа по снижению стоимости закупок, а также переход на систему проведения закупочных процедур в форме запроса предложений позволяет не только достичь экономии, но и повысить качество продукции. Последний момент вызывает определённые вопросы, даже исходя из данных самого Департамента, ведь по официальной статистике, такие продукты как молоко, сыр или творог стали попросту фальсифицироваться и вместо натуральных в учебные заведения поставляются различные спреды и продукты на основе растительных масел.

Единственным однозначно положительным решением в этой ситуации можно считать переход на малую фасовку продовольствия, что, правда, предопределяет необходимость осуществления более частых завозов в образовательные учреждения, но зато позволяет решить вопрос с обеспечением должных условий хранения, что на местах весьма проблематично выполнить ввиду устаревшего, а зачастую неисправного технологического оборудования в столовых.

Для решения обостряющейся проблемы с качеством продовольствия уже запущена продовольственная площадка как ещё один этап централизации процесса закупок. По словам Яков Геллер, занимающего пост генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», целью реализации данного проекта будет не очередное снижение закупочных цен, а удержание качества на должном уровне, а также борьба с фальсификатом.

Как отметили в Агентстве, несмотря на полученные результаты проверки, инициированной депутатом Госсовета Республики Татарстан Романом Мугерманом, которая выявила потенциал для снижения затрат на закупки питания для обеспечения детских образовательных учреждений на 12-20%, экономия пока не будет являться приоритетной задачей вновь созданной площадки.

Исходя из анализа полученной информации, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день благодаря системному подходу к обеспечению качественных показателей закупаемых продуктов и проведению лабораторного контроля, даже несмотря на всеобщее удорожание, сопровождающееся снижением закупочных цен, поставляемое продовольствие полностью отвечает предъявляемым требованиям. Что касается среднесрочной перспективы, то результаты будут напрямую зависеть от эффективности деятельности чиновников по избавлению от субподрядов и обеспечению прямого взаимодействия с производителем.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*