Врачей Казани ждет рекордное повышение зарплаты

Врачи КазаниНизкий уровень заработной платы в бюджетном секторе экономики давно уже стал причиной ожесточённых споров, а также инициировал принятие различных государственных программ, нацеленных на доведение этого показателя до приемлемых величин. К большому сожалению, эффективность многих из них была крайне невысока, а ухудшение общей экономической ситуации в совокупности со снижением покупательской способности рубля и вовсе привели к тому, что данный вопрос неоднократно поднимался на самом высоком уровне.

Нынешнее положение дел и основные направления деятельности по исправлению ситуации

Несмотря на многообещающие заявления, реальный уровень доходов данной категории граждан практически не растёт, и связано это с тем, что сама система оплаты труда позволяет нивелировать увеличение базовой ставки сокращением дополнительных начислений. Фактически, номинально выполняя указы по доведению заработной платы врачей и учителей до среднего по региону уровня, непосредственное исполнение на местах сопряжено с отменой различного рода стимулирующих выплат и поощрительных фондов. Виду этого, уже сформировалось устойчивое мнение о крайне низкой эффективности подобных программ, в результате чего привлекательность бюджетной сферы среди выпускников ВУЗов неуклонно снижается. Способствует этому и недавнее заявление главы государства о том, что, несмотря на необходимость увеличения заработных плат, выполняться эта задача будет постепенно и в несколько этапов, чтобы не нанести вред экономике.

На этом фоне весьма многообещающе выглядят заявления министр здравоохранения Республики Татарстан Аделя Вафина, который сообщил, что уже с 1 октября этого года заработные платы бюджетников вырастут до 180%. По его словам, необходимые финансовые резервы для обеспечения работников здравоохранения уже предусмотрены. По мнению министра, немаловажным аспектом обеспечения президентских указов в области повышения заработных плат является сокращение административного и обслуживающего персонала в медицинских учреждениях. На текущий год запланировано уменьшение штата на 111 человек, 20 из которых предпенсионного возраста. Остаётся не совсем ясно, насколько объективен будет такой подход и не будет ли обеспечен рост доходов перекладыванием обязанностей сокращённых на основной персонал, как это бывало и ранее.

Кроме того, не стоит забывать и о таком немаловажном факторе, как оперирование показателями средней заработной платы. Так, депутат Алексей Серов от фракции КПРФ уточнил, что, согласно официальной статистике, заработная плата медицинского персонала в Татарстане самая низкая по Приволжскому федеральному округу. При этом было озвучено, что средняя зарплата квалифицированного врача составляет 36 тыс. руб. а среднего специалиста – 25. Это достаточно высокие показатели, которые, очевидно, представляют собой усреднённую величину, которая не отражает реального положения дел, поскольку включает доходы руководящего звена.

В любом случае, вполне очевидным фактом является то, что в условиях экономической стагнации обеспечение столь масштабного финансирования невозможно, поскольку оно неотвратимо подстегнёт инфляционные процессы. Кроме того, кризисные явления предполагают приоритетность инвестирования в реальный сектор экономики, ввиду чего повышение заработной платы бюджетному персоналу является второстепенной задачей.
Таким образом, основным инструментом обеспечения задекларированных результатов может стать расширение программы оптимизации, которая уже затронула ряд школ и медицинских учреждений. В результате чего отдалённые районы и пригороды могут лишиться столь необходимого социального обеспечения шаговой доступности.

Повышение производительности труда как основной приоритет проводимых реформ

По заявлению главы государства, резкое увеличение финансирования бюджетной сферы может привести к экономическому дисбалансу, обусловленному тем, что при сохранении нынешних показателей производительности удельная величина оплаты труда существенно возрастёт. В общеэкономических реалиях это может означать, что труд российских работников станет неконкурентоспособным, однако, учитывая ряд специфических факторов, ситуация представляется в несколько ином свете.

Дело в том, что оптимизация численности работников медицины проводится уже на протяжении нескольких лет, в результате чего регулярно декларируются данные об успешном сокращении административных и вспомогательных служащих, за счёт чего и растёт удельный уровень дохода врачей. Однако, общая забюрокраченность системы обусловливает огромный объём документооборота и непрямых должностных обязанностей, которые, в конечном итоге, и ложатся на плечи медицинского персонала.

Стоит упомянуть ещё и о том, что согласно Трудовому Кодексу, работа по совместительству официально не должна превышать 0,5 ставки, что делает невозможным полноценное перераспределение обязанностей ликвидируемого персонала. Так, согласно исследованиям Академии труда и социальных отношений, фактическая переработка врачей превышает нормативные показатели почти в два раза, при этом большая часть выполняемого объёма работ не регистрируется официально, и, соответственно, не оплачивается.

При этом сотрудники Академии, опираясь на полученные данные, заявляют, что темпы роста заработных плат на бумаге даже опережают определённые указами президента сроки, и показатель в 156% от среднеэкономического уровня был достигнут ещё в 2015 году. При этом, как отмечает проректор Академии Александр Сафонов, эти величины были получены простым изменением методологии расчёта, поскольку средний показатель стал включать и низкие доходы индивидуальных предпринимателей, а также самозанятых категорий граждан, что способствовало его снижению и сокращению отставания зарплат бюджетников. Реальное же соотношение едва достигает 80%, причём у наиболее квалифицированного персонала, что свидетельствует о крайне тяжёлом положении в данной сфере. А количество работников, получающих заработную плату, не превышающую прожиточный минимум, достигает 15,5%.

Всё это приводит к активному поиску работы в смежных сферах и снижению общих показателей эффективности и производительности труда по основному месту деятельности.

Согласно неофициальным данным, лишь треть численности медработников ощутила увеличение реального уровня своих доходов, а это уже свидетельствует о низкой результативности оптимизационной деятельности Министерства здравоохранения.

Таким образом, принимая во внимание сложную экономическую ситуацию и определённый бюджетный дефицит, ожидать роста доходов медицинского персонала за счёт непосредственных финансовых вливаний не приходится. Разумеется, определённый положительный эффект за счёт оптимизационных мер будет достигнут, но ощутит его лишь малая часть наиболее квалифицированного и востребованного персонала крупных медицинских центров.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*