Цены на бензин росли и будут расти

Что происходит в РТ и в целом по России с ценами на топливо, почему стоимостью бензина заинтересовалась антимонопольная служба, чего ожидать автовладельцам в текущем и следующем году? Во всем этом постараемся разобраться в статье.

Динамика цен на бензин

Главный статистический орган республики Татарстанстат попытался проанализировать странное поведение топливных расценок на рынке. В общей сложности за год произошел рост с 1,8% до 5,3%, из которых:

— АИ 95 подорожал на 2 рубля, с 37,4 до 39,4 руб./литр;
— АИ 92 вырос более чем на 5% до 36,4 руб./литр;
— АИ 76 подрос на 70 копеек, дойдя до цены в 34,1 руб./литр;
— дизель подорожал на 60 копеек до 36,9 руб./литр.

Эксперты предупреждают, что имеющийся прирост не окончателен и к концу года следует ожидать очередного повышения еще как минимум на 7 или 8%. Данная ситуация привлекла пристальное внимание антимонопольной службы уже по той причине, что, согласно действующему законодательству, тарифы на топливо могут подняться не более, чем на 30 копеек на бензин и на 23 копейки – на дизель. Причем топливные акцизы допускается повышать лишь дважды в год: в январе и в июле.

Что же мы видим в действительности? В 2017 году каждый вид топлива вырос более допустимого значения и не зависимо от уровня инфляции, а в прошедшем 2016 году цены четырежды повышались и дважды падали.

Кризис 2014 и стабильность 2015-2016 гг.

В начале 2014 года была осуществлена своеобразная налоговая «махинация»: при повышении налога на добычу полезных ископаемых одновременно были снижены экспортные пошлины. Таким образом, нефтеперерабатывающим предприятиям стало намного выгоднее импортировать свой продукт, чем долго и мучительно перерабатывать на имеющемся устаревшем оборудовании и реализовывать внутри страны. Биржевые цены в этот момент были достаточно высоки, а акцизы повышены на 5%. Всё это в совокупности не могло не отразиться на ценовой политике на топливо. Кроме того, большую роль сыграла девальвация рубля, который осенью 2014 года упал по отношению к доллару на 15,6%.

В 2015 году, когда цена за баррель нефти установилась на уровне 27,08 доллара, сложилась типичная для России ситуация. Чем лучше и по более достойной цене продается нефть на мировой рынке, тем активнее растут внутри страны ценники на топливо. Однако если котировки на «черное золото» падают, бензин при этом не дешевеет. В лучшем случае, он стабилизируется, в худшем – растет очень сдержанно.

Прошедший 2016 год уже по весне порадовал водителей повышением акциза, что сразу вызвало рост цен на бензин на 7%. Кроме того, каждая нефтяная компания дополнительно закладывает свои расходы в отпускные цены на топливо.

В 2017 году ценники на заправках явно поднимаются намного быстрее, чем уровень инфляции. Чиновники объясняют это необходимостью приведения в жизнь двух крупномасштабных проектов: строительства трассы в Крыму и в Калининградской области, на которые нужны колоссальные средства. Конечно, это не единственная мера пополнения государственного бюджета, обсуждается также вариант обязательной уплаты НДС импортными интернет-магазинами на продаваемые товары. Это, в свою очередь, приведет к удорожанию продукции столь популярных у потребителей AliExpress или eBay.

Таким образом, любой сценарий правительства, воплощенный в жизнь, скажется исключительно на кошельке российского гражданина.

А что происходит с ценами на Западе?

Парадоксально, но в других странах взаимосвязь стоимости нефти и топлива проста и объяснима: чем ниже цена нефти, тем дешевле водителям обходится заправка автомобиля. Так, в Америке, Японии, Сингапуре, Тайване, ОАЭ, Кении, Ямайке после падения цен на нефть и топливо снизилось на 12%. А в далеком Кабо-Верде экономия и вовсе составила 16%.

В России же, какой бы ни была динамика общемировых цен, стоимость бензина даже если и снижается, то на абсолютно несущественные копейки.

Чего ожидать в 2018 году?

В сентябре уже было оглашено решение о двухэтапном увеличении акцизов в 2018 году. Первый рост произойдет в первый же день нового года, 1 января, второй – 1 июля. В процентном отношении это составит повышение на 1,5-2%, а в реальности же – все 3-4%, так как существует вероятность роста европейского и американского спроса на энергоноситель. В совокупности со снижением предложения из-за соглашения по сокращению добычи сырья в рамках ОПЕК цена за баррель нефти может достичь 60 долларов, что послужит очередным толчком для роста стоимости топлива.

Эксперты Института мировой экономики и международных отношений призывают не надеяться на нормализацию цен на российское топливо. В нашей стране автомобиль ежегодно все настойчивее приобретает статус предмета роскоши, на содержание которого требуются немалые средства. Каждый литр бензина заключает в себе акцизы, налоги, транспортные и прочие расходы нефтяников, иные обязательные платежи, которые составляют 60% общей стоимости сырья. Поэтому в условиях нестабильной ценовой политики на нефть с тенденцией к удешевлению казна теряет большие средства. Восполнять дыры в бюджете призваны бензин, дизель и, соответственно, автовладельцы.

Власти Татарстана и так достаточно долгое время отказывали крупнейшим нефтяным корпорациям в повышении стоимости на топливо, о которых те просили еще с 2016 года. Что в итоге привело к тому, что на всех основных автозаправках республики – Лукойл, Башнефть, Татнефть – в августе 2017 года цены подскочили слишком резко.

Президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов считает, что немалую роль в формировании цен на бензин в Татарстане играют оптовики. Российские расценки уже начинают приближаться к американским, хотя по Европе пока еще наш бензин является самым дешевым. Строить какие-либо прогнозы на будущую динамику цен Сулейманов опасается, но уверен, что рассчитывать на лучшее не стоит.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*