Готовность к учебному году номер один

Завершение летнего периода традиционно служит временем подведения итогов деятельности по подготовке к новому школьному году. Совокупный комплекс мер включает в себя строительство новых школ, проведение капитального ремонта уже существующих, повышение общей доступности школьного образования. Рассмотрим достигнутые в Республике Татарстан показатели и дадим общую оценку эффективности работы властей в этом направлении.

Увеличение числа учащихся и развитие школьной системы

Ни для кого не секрет, что преодоление демографического спада уже привело к тому, что учреждения дошкольного и школьного образования работают с полной загрузкой. Ввиду этого, значительная часть подобных объектов нуждается в реконструкции, а полное удовлетворение потребностей Татарстана возможно только при непрерывном строительстве новых школ. Согласно официальным данным, предоставленным Татьяной Ларионовой — заместителем Председателя Государственного Совета, в 2018 году в регионе будут введены в эксплуатацию 12 новых школ. Ремонт будет проведён в 16 образовательных учреждениях, к которым добавится ещё и 11 кадетских школ. В то же время аналогичный показатель за 2017 год достигал 29 объектов. Стоит отметить, что некоторый спад — это не системное явление, поскольку в нынешнем году уже стартовал капитальный ремонт 23 школ и 68 детсадов, на который выделено более 680 млн. руб.

Не так давно было заявлено об исключении региона из программы субсидирования закупки карет скорой помощи и школьных автобусов по причине его экономической состоятельности. Это не сказалось на объёмах закупок, поскольку в текущем году только Ford Sollers, а именно – предприятие, расположенное в Елабуге, поставит 295 специально оборудованных школьных автобусов.

Что касается непосредственных материальных выплат, то в республике собственной программы поддержки первоклассников из многодетных и малообеспеченных семей нет. Кроме того, единый подход к этому вопросу на федеральном уровне не сформирован, ввиду чего каждый регион реализует собственную программу или механизм поддержки.
Оснащению школ также уделяется пристальное внимание в части обеспечения классов компьютерной техникой, предоставления высокоскоростного доступа к сети Интернет, оборудования спортивных площадок и спортзалов.

Системные нарушения и злоупотребления в образовательной сфере

Ни для кого не секрет, что школы на протяжении многих лет являются очагами распространения коррупции как прямой, так и косвенной – в виде неявных сборов и обязательных подарков. Не является исключением и Татарстан, в котором только в 2018 году был выявлен ряд резонансных моментов. В одном из детских садов имело место вымогательство на организацию выпускного банкета не только для воспитанников, но и для персонала с обязательным распитием алкоголя. В некоторых школах ведётся обязательный сбор средств на подарки учителям. Причём сумма эта доходит до 15 тыс. руб.

Гульнара Габдрахманова как руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ отметила, что официального обращения по этому поводу в подведомственную ей инстанцию пока не поступало. Тем не менее, департамент традиционно подготовил и разослал во все образовательные учреждения рекомендательное письмо с требованием недопущения подобных фактов.

Что касается дисциплинарной или уголовной ответственности, то, согласно действующему законодательству, даже официально декларируемые в виде «подарка» сборы денежных средств являются уголовно наказуемым деянием. Статья 575 ГК РФ «Запрещение дарения» чётко определяет размер допустимого добровольного подарка максимальной суммой в 3 тыс. руб., что соблюдается далеко не всеми.

Помимо обязательных «подарков», имеет место и сбор средств на школьные нужды, ремонты классов, приобретение оргтехники и канцтоваров. Так, по данным старшего помощника прокурора РТ Руслана Галиева, директор гимназии №19 в Казани был привлечён к дисциплинарной ответственности после выявления подобного случая. Родители каждого из учеников должны были ежегодно сдавать по 5,5 тыс. руб. в благотворительный фонд учебного учреждения. Помимо этого, школьники не были обеспечены необходимым учебным материалом, в результате чего родителям приходилось покупать книги за свой счёт. Не менее резонансным был и случай, когда директор одной из школ Татарстана обязал всех родителей принести по 16 кг картофеля с целью компенсировать недостаточное питание в столовой. Как выяснилось, подобная ситуация характерна для многих образовательных учреждений Кукморского района, где ввиду недостатка финансирования обеспечить полноценное питание оказалось невозможным.

Тем не менее, работа в этом направлении ведётся, причём с привлечением членов родительских комитетов, в результате чего подобные случаи перестают иметь системный характер.

Языковой барьер

Республика Татарстан с начала 90-х годов прошлого века выгодно отличалась от других регионов страны в плане определенного суверенитета, что находит отражение и по сей день, в том числе и в содержании школьной программы. Речь идёт, в первую очередь, о резонансном законопроекте о статусе национального языка, который предопределил изменение структуры школьной программы. Закон нашёл как сторонников, так и ярых противников, направивших президенту РФ обращение с просьбой сохранить татарский в качестве государственного языка.

В настоящее время, согласно заявлению Вячеслава Никонова, председателя комитета Госдумы по образованию, ведётся рассмотрение законопроекта, позволяющего родителям учеников выбирать родной язык при зачислении детей в первый или пятый классы. Одновременно с этим полным ходом идёт создание общественной организации «Комитет русскоязычных родителей Татарии», основной задачей которой станет восстановление единого образовательного пространства на всей территории страны.
Таким образом, вопрос с ведением образовательной деятельности в Татарстане на том или ином языке остаётся открытым.

Что касается стоимости обязательных школьных принадлежностей, то этот показатель разнится не только по регионам, но и между школ одного города. По предварительным оценкам, минимальная сумма, с учётом приобретения только неотложных предметов, составляет порядка 2 тыс. руб. Однако, ориентироваться на данный условный показатель не стоит, поскольку реальная стоимость оказывается в разы выше. Так, во второй половине 2017 года только расходы на школьное питание для родителей возросли на 4-9%.

Школьная система в Республике Татарстан, как и в большинстве крупных городов России, переживает период реорганизации и модернизации. Ввиду масштабности данного процесса, его реализация растянется не на один год, так что определённые сложности и недоработки будут иметь место и в новом учебном году. В целом же, положительные сдвиги зафиксированы на всех основных направлениях, что позволяет прогнозировать постепенный переход школьного обучения на качественно новый уровень.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*