Почему Израиль безжалостен при лечении своих пациентов

Израильская медицина считается одной из самых эффективных. Страна занимает второе после Германии место по медицинскому туризму. Теперь наши татарстанские врачи ездят в Израиль перенимать медицинский опыт. Почему там даже тяжелобольных удается поставить на ноги, «Новой неделе» рассказала заместитель главного врача по лечебной части БСМП города Набережные Челны Резеда Каримова.
 

Пациенты в Израиле, даже после операции на сердце, проводят на койке не более 3-4 дней

 

Россияне любят долго болеть

– С недавних пор поездки татарстанских врачей в Израиль, организованные Минздравом РТ, стали регулярными. Наша группа состояла из главных врачей районных больниц, заместителей главврачей БСМП, РКБ, ДРКБ, работников ФОМС. За пять дней мы исколесили страну вдоль и поперек, ознакомились с работой лечебных учреждений, в том числе таких знаменитых, как «Рабин» в Петах-Тикве и «Хадасса» в Иерусалиме.

В Израиле нет такого большого количества лечебных учреждений, как у нас. В Набережных Челнах только поликлиник – 11. А у них на весь город может быть один-два медицинских центра. Но зато они огромные! Иерусалим построен на пяти холмах, и один из них полностью занимает медицинский центр «Хадасса». Человек с рождения и до последних дней может обслуживаться в одной и той же больнице.

Помимо частных и государственных лечебных учреждений в Израиле есть общественные. Это медицинские центры, построенные на средства страховых компаний и благотворительных фондов. Холлы таких общественных центров увешаны табличками с именами спонсоров: как тех, кто выделил крупные суммы, например, на ремонт, так и тех, кто просто купил картины для больницы

 

 

Медицинское обслуживание осуществляется через страховые компании, у которых заключены договоры и с государственными, и частными, и общественными лечебными учреждениями. Больничные кассы располагаются прямо в поликлиниках, а семейные врачи, к которым изначально обращается пациент, распоряжаются его страховым фондом. Именно они решают, в какой больнице будет проходить лечение больного, следует ли его направить на операцию и прочее. И все это фиксируется в электронном варианте и жестко контролируется. Если, например, сроки лечения пациента были превышены или его несвоевременно направили в реабилитационный центр, семейный врач наказывается замечанием. То есть прежде чем попасть на больничную койку, больной проходит поликлинику (фактически страховую компанию), затем направляется на обследование в медцентр и только потом назначается дата его госпитализации.

Пациенты, даже после операции на сердце, проводят на койке не более 3-4 дней. Для сравнения, в БСМП – 10 суток, а после инсульта они могут лежать в больнице до 22 дней. В Израиле считают, что такого короткого срока вполне достаточно, и пациента нужно возвращать к нормальной жизни с первого дня после операции. Ему сразу же назначают лечебную гимнастику, а на 4-5-й день направляют в реабилитационный центр.

Мне очень импонирует принцип, которого придерживаются там: пациент должен помочь себе сам. В Израиле много врачей-выходцев из СССР и России, и они отмечают, что россияне любят долго болеть, у нас выгодно быть инвалидом. Первые слова, которые слышат больные в израильском реабилитационном центре: вы хотите быть здоровы, снова научиться ходить? Тогда помогите себе сами, мы вас жалеть не будем. Пациента, который поступает с ярко выраженным болевым синдромом, сразу предупреждают: мы не умеем лечить боль, но можем научить вас жить, превозмогая ее. И даже крайне тяжелые больные в этих центрах достигают очень больших успехов.

 

Если бы наш
человек впервые оказался
в израильском медцентре, он бы не понял, что это больница
 

Не больница,
а лечебно-торговый центр

Израильские медицинские центры славятся своими диагностическими возможностями. Любые новинки медицинской техники там появляются очень оперативно. Производитель только-только завершил испытание оборудования, а израильтяне, не прося помощи у государства, уже нашли спонсоров для его покупки. Минздрав РФ только в этом году закупил для Татарстана первую партию приборов для проведения позитронно-эмиссионной томографии совместно с компьютерной томографией (ПЭК+КТ). Оборудование еще только монтируется. А в Израиле в каждой больнице по три таких сканера.

Там прекрасно понимают, что медицина развивается очень быстро, а лечебные учреждения нуждаются в непрерывной модернизации. Медицинские центры там находятся в состоянии перманентной реконструкции. Один корпус обновили, тут же берутся за следующий. При этом уже строят план развития здания, которое только что отремонтировали.

Очень много внимания уделяется комфорту. Сейчас в Израиле практически нет палат, где лежало бы больше двух больных. Многие больницы вкладывают огромные деньги в расширение площадей, но без увеличения количества коек. Если бы наш человек впервые оказался в израильском медцентре, он бы не понял, что это больница – скорее торговый центр. На первых-вторых этажах расположено множество магазинов, где можно купить практически все, что понадобится не только больному: от одежды и продуктов до цветов и сотового телефона. Здесь же, в зоне отдыха, есть салоны красоты и кафе.

У нас родственники могут полдня провести в больнице, не получая никакой информации о том, когда можно пройти в палату и поухаживать за родным человеком после операции. У них же все это высвечивается на интерактивном табло. Если номер, присвоенный больному, загорелся синим, значит, операция закончилась, и он находится в комнате пробуждения, ярко-зеленым – его можно навестить. В Израиле продумали каждую мелочь, чтобы удобно было не только пациентам, но и их родственникам и близким. Человек уходит из такого центра полностью удовлетворенным.

 

«Святая служба»
есть только в Набережных Челнах
– Еще одна отличительная черта израильских медицинских центров – хорошо развитая социальная служба, – отмечает Резеда Каримова. – Ее сотрудники с первого дня поступления пациента составляют его социальный анамнез, прогнозируют выписку, определяют, сможет ли он сам за собой ухаживать, знакомятся с его родственниками, финансовым положением. Если это необходимо, помогают больному определиться в дом престарелых или прикрепляют к нему социального работника, заказывают инвалидные кресла. Все это оплачивается из больничной кассы.
После поездки в Германию, где татарстанские врачи знакомились с работой социальной службы университетской клиники города Йены, мы внедрили ее в пилотном режиме в БСМП. У нас социальная служба состоит пока из двух специалистов, в израильских клиниках – из 10-12.
Но уже есть первые успехи. Нам удалось с боем, но все-таки определить несколько человек в дома престарелых. Мы помогаем оформить пациентам инвалидность. Всем лицам без определенного места жительства, которые к нам поступают, социальная служба БСМП восстанавливает документы, медицинскую страховку. Практически всех бомжей наша социальная служба определяет в приюты для бездомных. Я уже не говорю о том, что наши социальные работники занимаются перевозкой больных после инфарктов и инсультов в Госпиталь для ветеранов войн и санатории. Это святая служба, и в Татарстане она есть только в БСМП.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*