Еще каких-то 10-15 лет назад жизнь наша текла спокойно и размеренно. Большинство россиян не знали, что такое Интернет: школьники сами писали рефераты, студенты самостоятельно работали над курсовыми, а за книгами мы ходили – страшно вымолвить! – в библиотеку. Интернет круто изменил нашу жизнь и открыл перед нами, кажется, безграничные возможности: доступ к огромному массиву информации, общение со всем миром, удовольствие делать покупки, не вставая из-за компьютера… | ||||
Поэтому темой очередного «круглого стола» «Недели» мы сделали Интернет и услуги, которые нам предоставляются. Об одних мы знаем хорошо, о других – лишь наслышаны, о третьих же, вполне возможно, даже не подозревали! Мы пригласили видных челнинских специалистов в области телекоммуникаций и задали им, по сути, единственный вопрос: какие возможности предоставляет нам Интернет сейчас, и какие откроются перед нами в ближайшей перспективе? Кто «охвачен» – Каково текущее состояние Интернет-услуг в Набережных Челнах? Мы в этом смысле продвинутый город, или нам есть к чему стремиться? Директор филиала компании «ЭР-Телеком» в Набережных Челнах и Нижнекамске (телеком-оператор «Дом.ru») Светлана Бачурина: |
||||
– По нашим оценкам, процент проникновения проводного Интернета в Набережных Челнах превышает 70%. По этому показателю мы вплотную приблизились к столицам, Москве и Санкт-Петербургу, другим крупным городам. Можно сказать, что мы в лидерах. |
||||
Начальник управления инноваций и информатизации исполкома Набережных Челнов Фарид Шарипов: |
||||
|
||||
Директор отделения в Набережных Челнах компании «Энфорта» Светлана Богданова:
– Ситуация с Интернетом в Набережных Челнах далека от идеальной. Операторов связи не так много, как в крупных городах. Тем не менее, уже то, что у нас появился оператор беспроводной связи, говорит об активном развитии города. Федеральные компании видят в нас потенциал и готовы инвестировать в челнинский бизнес. Нарисуем портрет пользователя – Отслеживают ли провайдеры Интернет-услуг свою аудиторию? Кто ваши клиенты? Заместитель начальника по коммерции Набережночелнинского ЗУЭС ОАО «Таттелеком» Рамиль Газизов: |
||||
|
||||
Что касается нашей аудитории, то ситуация за последние пять-семь лет наглядно демонстрирует: компьютерная квалификация пользователей снижается. К Интернету стали подключаться люди, скажем так, не слишком продвинутые – пожилые горожане и домохозяйки. Но это тоже наша аудитория, и она относится к «всемирной паутине» чисто потребительски, как к телевидению, к радио… Всего лишь для 20% наших пользователей принципиально важна высокая скорость. Для остальных куда большую значимость представляет уровень сервиса – то, насколько просто и доступно работать в Интернете, насколько беспроблемно переходить с тарифа на тариф, насколько удобно оплачивать услуги.
Светлана Бачурина: – Аудитория «Дом.ru» самая разная. Это и маленькие дети, которые смотрят детские телепрограммы, и молодежь – активные пользователи Интернета, и люди преклонного возраста. Среди наших абонентов есть люди старше 80 лет. Директор компании «МегаФон» в Набережных Челнах Виктор Филатов: – Если в 1990-х годах в планах развития связи по стране говорилось, что к 2000 году мы будем иметь 150 тысяч абонентов мобильной связи, а рынок мобильной связи составлял всего 2%, то сегодня уровень ее проникновения составляет 150%. Так что это «поле» уже возделано: рынок голосовой связи перенасыщен и никуда двигаться уже не будет. Другое дело – мобильный Интернет, которым на данный момент пользуются всего 5-6% абонентов. Именно он сегодня предоставляет прекрасные возможности для роста. Еще в 2009 году компания «МегаФон» приняла решение завоевывать этот рынок. Пока основные потребители мобильного Интернета – молодые люди, хотя… Уроки мобильной грамотности, которые мы проводим, вызывают небывалый ажиотаж и среди пенсионеров! В свои 50-60 лет люди с удовольствием постигают Интернет и потом… «зависают» в социальных сетях! Это говорит о многом. Коммерческий директор Регионального Центра Волга компании «Энфорта» Александр Антонов:
Вторую часть нашей аудитории составляют жители частных домов. Так уж сложилось, что эти люди обделены вниманием «оптоволоконщиков». Наша компания готова удовлетворить и их потребность, предоставив беспроводной доступ в Интернет и телефонную связь. Вся «паутина» – – В каком направлении развивается Интернет в Набережных Челнах? Светлана Бачурина:
|
||||
|
||||
Виктор Филатов:
– В кризисном 2009 году мы вложили много средств в развитие, и сегодня наша компания – лидер по покрытию сети 3G, которая дает нам совершенно новое представление о скорости Интернета. Если раньше скорость 128 Кбит/с считалась весьма приличной, то теперь и при 1 Мбит/с кажется медленно… Конечно, нужно двигаться дальше. И наша цель – прежде всего, увеличение скорости за счет оптоволокна (что создает предпосылки для развития сети четвертого поколения), выделения частот и развития каналов связи.
На мой взгляд, будущее также за Интернет-телевидением. Когда качество изображения станет отличным, а его стоимость – приемлемой для всех, необходимость в кабельном ТВ отпадет сама собой. Ведь нынешние средства связи – смартфоны, коммуникаторы, планшетники – уже сейчас дают своим владельцам уникальную возможность смотреть «телевизор» и пользоваться Интернетом где и когда угодно! Хочу немного похвастаться. В прошлом году у «МегаФона» впервые среди других российских операторов появился Центр обработки данных в Самаре. Услугами этого центра может воспользоваться любое лицо – и физическое, и юридическое. Особенно это важно для организаций, ведь в ЦОД есть все: и программное обеспечение, и архив данных, и защита информации наивысшего для России уровня (TIER III). Директор ИК «Финам» в Набережных Челнах Виктор Разинков:
|
||||
Пустите в сеть |
||||
– Стоимость услуг Интернета сейчас, прямо скажем, невысока. При тенденции их дальнейшего снижения может ли он стать совсем бесплатным, как, например, Wi-Fi во многих западных странах? Фарид Шарипов: – Не во всем согласен с вами. В Европе практически нет бесплатных зон Wi-Fi. Они имеются, пожалуй, только в отелях, где вы пользуетесь Интернетом на правах гостя. Чтобы провайдер зарабатывал не на Интернете, нужно, чтобы он получал прибыль от чего-то другого – контента или рекламы. Но, согласитесь, он в любом случае обязан зарабатывать, иначе просто не выживет и, следовательно, не сможет предоставлять нам свои услуги. Светлана Бачурина: – Мы активно продвигаем Wi-Fi. Наиболее знаковым – как для нас, так и города в целом – стало появление беспроводного доступа в Интернет на бульваре Энтузиастов и площади Азатлык. Wi-Fi становится стандартом жизни, задача провайдеров – обеспечить максимально широкий доступ к услуге. Выход в сеть является бесплатным для пользователей, а владельцы кафе и торговых центров платят абонентскую плату, которая доступна для большинства компаний. Как избежать – В последние годы объемы передаваемой и принимаемой информации возросли многократно. Но вот вопрос: соответствует ли столь бурному развитию уровень каналов связи? Не придем ли мы в один прекрасный день к информационному коллапсу? Виктор Филатов: – Если не развивать инфраструктуру – запросто. Судите сами: если в 2009 году, когда мы запустили сеть 3G, месячный трафик составлял у нас 15 Тбайт, то теперь только за один день в Закамье он составляет 6 Тбайт, а по Татарстану – 11. В месяц – порядка 190 Тбайт передаваемой информации. Скорость, таким образом, за последние два года возросла в 13 раз. Потому нам и нельзя стоять на месте. Приходится постоянно расширяться, вкладывать деньги в развитие, строить новые каналы связи. Руководитель технического сектора ОАО «МегаФон» по Набережным Челнам Андрей Головкин: |
||||
– Действительно, при запуске сети третьего поколения самым узким местом «МегаФона» было оборудование: радиорелейные линии, для которых скорость 32 Мбит/с была пределом. Однако благодаря расширению транспортной сети за счет строительства волоконно-оптических связей и использования оптического оборудования, которое позволяет «прокачивать» хороший трафик, мы достигли увеличения емкости в 13 раз. Рамиль Газизов: – У нас другая ситуация. Дело в том, что зона покрытия «Таттелекома» – весь Татарстан, и, кроме крупных городов, мы обслуживаем достаточно много небольших населенных пунктов. Они, Интернетом – С недавних пор в Набережных Челнах появилась технология WiMAX. Чем она может заинтересовать горожан? Директор отделения «Энфорта» (ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ») в Набережных Челнах Светлана Богданова: |
||||
|
||||
Чем интересен WiMAX клиентам? Во многих ситуациях беспроводные технологии становятся незаменимыми: при построении корпоративных сетей (VPN), при подключении удаленных объектов (банкоматов или складов, цехов), подключении прямой линией к МЧС. Беспроводной доступ предоставляет возможность организации виртуальной АТС, облегчает процесс переезда в новый офис. А самое главное – то, что WiMAX доступен при самых сложных условиях, там, где нет возможности организовать проводную связь: в промышленных зонах, на больших стройках. Кроме того, технологии WiMAX позволяют подключить к объекту не только Интернет, но и телефонную связь.
Взгляд со стороны – За «круглым столом» присутствуют три наших эксперта. Это представители компаний, чья деятельность напрямую связана с Интернетом и, более того, очень зависима от него. Хотелось бы узнать их оценку качества Интернет-услуг в нашем городе… Начальник управления по информационным технологиям филиала ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети Алексей Гордейчик: |
||||
Энергетика, как известно, развивается очень бурно. Правительство России и Татарстана взялось за этот вопрос серьезно, вкладывает в отрасль огромные инвестиции, и потому требования и к связи, и к передаче данных весьма высоки. Что бы мы хотели видеть от операторов? Новые скоростные каналы на 10, 100 Мбит/с со стоимостью услуги ниже существующей сегодня. Ну а собственные каналы у нас работают уже в формате «гига-». К сожалению, мы немножко просмотрели такую возможность, как WiMAX. И рады, что появился в Набережных Челнах такой оператор. Будем сотрудничать. Виктор Разинков: |
||||
– Я представляю «Финам». Это большой холдинг, куда входят инвестиционная и управляющая компании, банк. Пожалуй, наша компания – самый крупный потребитель Интернета в стране, поскольку, кроме российского, мы работаем на американских, немецких рынках, а также на рынках Восточной Азии. И качество Интернета для нас – крайне важный показатель. Что я под ним понимаю? – Скорость, бесперебойность работы, плюс мгновенная реакция на какие-то сбои. Не в обиду другим будет сказано, я перебрал почти всех операторов и остановился на «Дом.ru». В целом же мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми операторами, поскольку нашими клиентами являются люди, работающие на фондовом и валютном рынках и активно потребляющие услуги Интернета в самых различных формах. Многие из них, например, и рады бы пользоваться мобильным Интернетом, но, к сожалению, зачастую реальная его скорость оказывается много ниже заявленной оператором. Если скорости наших сотовых операторов будут расти, могу заверить: огромная масса наших клиентов к ним придет, так как в мобильной связи эти люди нуждаются как никто другой. Что касается других сфер применения Интернета, то для нас, прежде всего, важна скорость. Скажем, в «Финаме» довольно часто проводятся так называемые «вебинары»-видеоконференции, и, конечно, отображение звука и картинки в ходе такого мероприятия должно быть симметричным. Интернет в нашем бизнесе – вещь очень серьезная. За одну только секунду в финансовом мире проходят транзакции на такие суммы, что голова идет кругом! Триллионы долларов гуляют! Коммерческий директор дистрибьюторской компании «Крепыш» Андрей Куклов: |
||||
|
||||
Случаются у нас проблемы и с проводным Интернетом: во-первых, со скоростью, а во-вторых, с по-стоянно возникающими порывами. Дело в том, что наш сервер находится в Набережных Челнах, а развоз продукции осуществляется по нескольким городам республики – и такие вот «технические работы» не позволяют нам своевременно обслуживать клиентов и в плане доставки детского питания, и в плане организации транспорта. Два-три часа ожидания для нас порой просто критичны.
По этой причине с некоторых пор у нас появился еще один альтернативный канал – радиоинтернет. Таким образом, у нашей компании заключены договоры с четырьмя (!) разными поставщиками Интернета – так работать, согласитесь, очень тяжело… Поэтому как руководитель небольшой оптовой компании хотел бы пожелать, чтобы в Набережных Челнах появился провайдер, который бы совмещал в себе все эти услуги.
Благодарим за помощь
|