ПРОФИЛЬНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ КЛАССЫ

Документ Без Имени

Почти восемь лет прошло с момента принятия концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой были определены цели, задачи и условия организации профильного обучения. Этот документ принят в рамках реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а сама идея была продиктована как потребностями российской экономики, так и необходимостью социализации и гуманизации образовательной системы.

Учащиеся получат уникальную возможность приобщиться со школьной скамьи к студенческой жизни

 

Как помочь молодому человеку найти свое место в социуме? Как помочь ему найти наилучшее применение своих способностей и возможностей и при этом обеспечить стабильное и благополучное будущее? Эти проблемы и должны быть решены образовательной системой.

Основная идея организации профильного обучения – помощь в самоопределении – реализуется через индивидуализацию подхода к каждому учащемуся. Российская школа имеет немалый опыт в организации дифференцированного обучения. Еще в дореволюционный период существовали гимназии двух типов: классическая, целью обучения в которой была подготовка в университет, и реальная, обучение в которой являлось подготовкой к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения. Существовали профильные классы и специализированные школы и в советское время.

Однако современная экономика предъявляет новые требования. Для успешного самоопределения молодой человек должен обладать целым комплексом не только профессиональных, но и морально-нравственных качеств: быть толерантным, политически и социально активным, инициативным, профессионально компетентным, а также уметь проявлять свои деловые качества.

Чтобы реализовать на практике такую модель обучения, ИНЭКА разработала проект «Профильные инженерные классы – основа инновационной подготовки конкурентоспособных специалистов для автомобильной отрасли». Почему возникла идея такого проекта? Мы живем в городе автомобилистов. Возможно, мы привыкли и не замечаем уникальности нашего города. Но, пожалуй, не найдется ни одной семьи, которая так или иначе не была бы причастна к автомобильной отрасли экономики – это автомобилестроение, продажа автотехники и запасных частей, эксплуатация автомобиля, организация перевозочного процесса, логистика, автосервис и многое другое. Уникальность Набережных Челнов определяется тем фактом, что градообразующим предприятием изначально являлся и остается «КАМАЗ» – флагман российского грузового автомобилестроения.

«КАМАЗ» испытывает острую потребность в квалифицированных специалистах разного уровня образования. Это факт, к которому надо отнестись с осознанием того, что благосостояние города во многом зависит от успешного функционирования и процветания этой компании. Потому образовательная система должна быть ориентирована на подготовку специалистов для предприятий ОАО «КАМАЗ». Именно по этой причине проект получил поддержку как управления образования города, так и самого предприятия.

Что же такое профильные инженерные классы в нашем понимании, чем будет отличаться система обучения в них и какие преимущества получат выпускники этих классов? Профильные классы создаются в сети базовых школ – это школы №21, 25, 38, 47, 58, 60. Набор туда осуществляется на основе тестирования по математике и физике. Это не случайно: ведь будущий инженер, будь то конструктор, технолог или инженер по эксплуатации, организации перевозок или сервису, должен, в первую очередь, иметь хорошую подготовку по базовым дисциплинам.

Каким образом усвоить эти дисциплины, не увеличивая учебную нагрузку на учеников? Здесь на помощь учителю приходят новые педагогические технологии. Интенсификация процесса обучения и использование IT-технологий и передового оборудования должны не только помочь получить базовые знания, но и формируют основу тех компетенций, которые дадут возможность будущему специалисту решать профессиональные задачи на принципиально новом, современном уровне.

Процесс обучения строится таким образом, что обязательные учебные дисциплины учащиеся осваивают в стенах родной школы. А для изучения профильных дисциплин, связанных с автомобильной отраслью, отводится один день в неделю, когда занятия будут проводить высококвалифицированные преподаватели, кандидаты и доктора наук. В лабораториях и специализированных аудиториях автомеханического факультета ИНЭКА. Учащиеся получат уникальную возможность приобщиться со школьной скамьи к студенческой жизни, впитать ее атмосферу: принять участие в научных разработках студентов, поучаствовать в олимпиадах и конференциях, посетить различные студенческие мероприятия. Автомобилист не будет считаться настоящим автомобилистом, если не умеет водить машину, поэтому все учащиеся профильных классов будут иметь возможность обучения на курсах водителей категории «В».

Еще одна из особенностей обучения в профильном классе – возможность выбора будущей профессии в период обучения. Помощь в самоопределении окажут как профессиональные психологи (на основании определения склонностей и возможностей учащихся), так и специалисты с профильных предприятий, которые будут проводить экскурсии на предприятиях, мастер-классы и занятия по профильным дисциплинам.

А что же ожидает ребят по окончании школы? Те, кто по окончании получит по профильным дисциплинам хорошие и отличные оценки, будут иметь льготы при зачислении на бюджетные места на специальности автомобильного профиля. Те, кто успешно завершит обучение, также смогут поступить на бюджетные места по целевому набору для подготовки инженерных кадров для группы заводов ОАО «КАМАЗ» на основании договоров с муниципальными органами власти о целевом приеме.

 

Р. ХАБИБУЛЛИН,
декан автомеханического факультета ИНЭКА,
И. МАКАРОВА,
директор колледжа автомеханического факультета ИНЭКА.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*