Сегодня речь пойдет об одной популярной шоу-программе. Теперь ложиться спать с настроением по замыслу «Первого канала» можно после просмотра шоу «Вечерний Ургант». Свою оценку программе и тому, насколько убедителен в новом качестве главная звезда нашего развлекательного ТВ Иван Ургант, дает эксперт «Новой недели» известный телеобозреватель Александр Мельман. | ||
|
||
«Порой складывается ощущение,
что Ургант не знает, как пошутить, что очень странно» |
||
Реальная борьба – Александр Иосифович, впервые формат шоу, который мы видим в «Вечернем Урганте», появился в России в начале 1997 года, и называлась программа «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Как бы вы оценили тот первый опыт подобных шоу с музыкой, шутками и беседами с интересными людьми? – 15 лет назад никто не скрывал, что «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» – это аналог американского ночного шоу, что закуплены права на эту программу, а не сворована очередная идея, и по сравнению с тем, что делает в новом проекте Иван Ургант, то шоу для меня было более позитивным. Во-первых, господину Угольникову для проявления всех своих многочисленных талантов давалось много времени – шоу шло около часа. Во-вторых, в той программе создавались действительно хорошее настроение и хорошая атмосфера – Угольников хорошо пел и интересно беседовал. В-третьих, Угольников был на своем месте, в-четвертых, Игорю блестяще помогал музыкант Левон Оганезов. В том шоу все было замечательно, и на фоне Урганта Угольников, мне кажется, был просто верхом совершенства. А закрылась та программа не из-за рейтингов: в то время им не придавали значения – там были какие-то внутренние причины. – Почему вновь появилось подобное шоу? – Вот это уже реальная борьба за рейтинги ночного сегмента телеканалов. Он для ТВ сейчас очень важен, и его надо выигрывать у конкурентов. У «Первого» в этом сегменте шли сериалы – шли неплохо, но, видимо, уже приелись. В это время телевизор смотрят люди более интеллигентные, более продвинутые и креативные, а Иван Ургант – личность всепобеждающая. Как недавно сказали: «Где Ургант, там и победа!» Смотрите, он ведет «Смак», в «Прожекторперисхилтон» у него ведущая роль, а в «Большой разнице» у него прекрасный конферанс с Цекало, хотя и хорошо отрежиссированный. Ургант заполняет пространство собой и сам ложится в эту форму, а это уже победа. Но в «Вечернем Урганте» ему требуется более ироничная подача и необходимость шутить на актуальные и оппозиционные темы – ведь программу-то смотрит креативный класс. Плюсов практически не вижу – Каковы плюсы и минусы нового вечернего шоу по сравнению со своим предшественником 1997-1998 годов? |
||
|
||
Вот в понедельник у Урганта был Михаил Ефремов, и о чем они говорили? Да ни о чем – вопросы были не просчитаны и не точны! Если это не просчитывается заранее, значит, это проблема авторов программы. Затем – шутки. Порой складывается ощущение, что Ургант не знает, как пошутить, что очень странно: либо Иван не подготовлен к шутке, либо получается, что ее так и надо представить в программе, но тогда она выглядит непонятной. Возникает вопрос и о цензуре. Человек вроде бы демонстрирует в шутке смелость, но при этом смущается, как это было с шуткой про Удальцова («Как говорит Сергей Удальцов в каждом отделении полиции: «До завтра, ребята!» – прим. ред.). Конечно же, это был намек на Болотную, но в итоге получилась какая-то недошутка. – Значит, смешного в новом шоу вы обнаружили мало…– Когда Познер и Сванидзе в первом выпуске давили яйца с изображением ведущих своих каналов, это выглядело скорее глуповато. Зато я понял сверхзадачу этой программы! Вскоре увидев Урганта в «Центральном телевидении» у Такменева, затем Ефремова у Урганта с упоминанием идущего по каналу «Россия-1» фильма «МУР», где играет Михаил, задача вырисовывалась следующая – объединить все три канала доброжелательным Ургантом и показать, что телеканалы не враги, а это, видимо, важнее, чем какие-то политические шутки. «Война», наверное, продолжается, но «Вечерний Ургант» выполняет роль доброжелательной миссии. – Выходит, цензура – главная проблема для «Вечернего Урганта»? – На самом деле главная задача для этого шоу – как прийти к преодолению несвободы. Да, на пути лежат барьеры, но это нормально – ничего не дается сразу, и, значит, надо преодолевать барьеры в виде несвободы с помощью ума, таланта, иронии. Мы все прекрасно знаем, как люди преодолевали цензуру в советское время, а нынешняя цензура вообще очень зыбкая, и ее пробивать гораздо интереснее, но у авторов «Вечернего Урганта» это не получается. Свобода снижает уровень юмора – По-вашему, вечерняя программа от «Первого» может получиться только при полной свободе творчества Урганта и К? – Не соглашусь: свобода – условие необходимое, но недостаточное. Качество советского юмора и кинематографа было выше нынешнего – несмотря на несвободу, у людей был талант, а всегда все задачи решает мера таланта. Талант есть и у Ивана Урганта, но, посмотрев новое шоу, почему-то в этом начинаешь сомневаться. На то, что придет свобода, надеяться не стоит – может, она вообще в Россию никогда не придет! К тому же вспомните свободу и гласность 90-х – почти все известные юмористы ее не выдержали: ни Винокур, ни Шифрин, ни Измайлов. Свобода только снижает уровень юмора, а массовый зритель превращается в толпу, которая хочет чего-то попроще. Исключением 90-х я считаю Шендеровича, чья сатира в тех же «Куклах» была очень жесткой. – Получается, верным должен быть курс «Вечернего Урганта» на сатиру? – Если создатели программы взяли курс на актуальность и на то, что происходит в стране, то в эфире не должен быть юмор с намеками вместе со стыдливостью от этих же намеков. Может, Иван Ургант пока не умеет подавать такие вещи, поскольку он не сатирик, но он же хороший импровизатор, и это качество должно работать! Для большого успеха «Вечернего Урганта» в программе должна быть либо жесткая сатира, либо авторы должны дать зрителю многосмысловую иронию, а это сложнее – тут уже надо «быть Жванецким». Хотя пока у шоу ничего не получается, будем ждать – надежда умирает последней. |
24.11.2013 в 00:52
А мне нравится — с нетерпением жду каждый выпуск
25.11.2013 в 12:25
По крайней мере, нетипичный формат для тв 🙂