Казань стала лидером среди всех российских городов по качеству дорог, опередив даже Москву. Согласно исследованиям, проводимым с ноября 2013 по январь 2014 года, в столице Татарстана выросло количество автомобилистов, удовлетворенных качеством местных дорог. А ведь еще несколько лет назад словосочетание «казанские дороги» ассоциировалось у городских жителей с разбитыми и раздолбанными трассами, неработающими ливневками, грязью вдоль обочин. Как же удалось достичь столь высоких результатов, и в чем же секрет отличного качества дорог в Казани?
Казанские дороги — лучшие в России!
Опрос 16 тысяч автомобилистов показал, что треть респондентов считают дороги в столице Татарстана «хорошими», а 5% — «отличными». В 2011 г. подобных оценок было всего 6 и 1%.
В 2012 году «Новая Неделя» писала о том, что согласно исследованиям Гугла, казанские дороги оцениваются на твердую «троечку». Как видим, за три года количество положительных отзывов о дорогах в Казани выросло в несколько раз.
Однако есть и ложка дегтя в этой бочке меда. 17% респондентов Казани до сих пор считают качество городских дорог «неудовлетворительным», отмечая, что «основная часть дорог по-прежнему в омерзительном состоянии». Они отмечают, что изменения коснулись только мест интенсивного движения, тогда как до дворовых территорий изменения не дошли.
Работа кипит, причем постоянно…
В преддверии Универсиады властями Казани была принята беспрецедентная программа ремонта и строительства городских дорог. Прошлым летом всего за пару месяцев было отремонтировано дорожное полотно на 63 улицах площадью свыше 1,5 млн. кв. м и протяженностью около 92 км. Как отметили в горисполкоме, в список ремонта и строительства дорог, прежде всего, вошли наиболее оживленные городские транспортные артерии. При составлении программы также учитывался маршрут проведения Универсиады, пожелания населения и состояние проезжей части.
Стать лидером нелегко. Казанцам пришлось для этого очень много потрудиться. Ежедневно на дорогах работало более 400 единиц техники и 1,5 тыс. рабочих. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. Следует отметить, что это вызывало среди автомобилистов некоторый дискомфорт, поскольку ремонтируемые улицы перекрывались и приходилось менять маршруты.
Как строятся казанские дороги?
Чтобы понять, почему казанские дороги считаются лучшими в России, следует вкратце рассмотреть используемую в городе технологию строительства дорог. Сначала на грунт укладывают 50-сантиметровый слой песка, потом около 40 см уральского гранитного водостойкого щебня, далее идет 10-сантиметровый слой из смеси асфальтобетона, 7 см асфальта, и (внимание!) верхний слой в 5-10 см нового асфальтобетона, отличающегося повышенным содержанием морозоустойчивого битума. Данное покрытие обладает высоким коэффициентом сцепления с дорогой.
В конце многотонные катки по 8 раз утюжат асфальт, укатывая его до 5-сантиметровой толщины. Весь процесс автоматически контролируется специальной машиной – берутся пробы асфальта на предмет его соответствия всем необходимым параметрам.
В прошлом году для ремонта дорог в Казани начали активно использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Этот материал по стоимости хоть и превосходит используемое ранее пористое покрытие, но срок его эксплуатации выше на 5 лет. С помощью ЩМА в 2007 году отремонтировали дорогу по пр. Ибрагимова. Дорожное покрытие до сих пор не вызывает никаких нареканий. Щебеночно-мастичный асфальтобетон характеризуется высокой прочностью и предотвращает образование колей.
Отметим, что завод по производству данного асфальта был построен в Казани, чтобы не приходилось возить материал с других городов.
Новые технологии – лучшие дороги!
Городские власти прекрасно понимают, что невозможно достичь высоких результатов без сотрудничества с наукой. Именно поэтому они постоянно и тесно взаимодействуют с представителями ведущих ВУЗов по этому профилю и работниками научных учреждений. И надо отметить, что такое сотрудничество уже приносит свои плоды.
Научные сотрудники предложили властям новые технологии в сфере дорожного хозяйства: укреплять дороги инновационными материалами из минерального волокна отечественного производства.
Один профессор архитектурно-строительного университета презентовал новейшую технологию изготовления песчаного бетона, опережающего по своим показателям ныне существующие стандарты.
Мэр Казани высоко оценил работу аспиранта КНИТУ-КХТИ М. Идрисова, который предложил использовать на городских дорогах особенный состав битума, который сохраняет все необходимые свойства на протяжении длительного времени. Технология применения «холодного асфальта» позволяет сделать дорожное полотно более надежным, качественным, долговечным и морозоустойчивым. Расход битума в этом случае ниже другие достоинства: большая адгезия и продолжительный срок службы. Особенный состав позволяет асфальту выдержать морозы до -35 градусов. Такой асфальт в качестве эксперимента уже положили на улицах Абжалилова, Искры и Даурской.
Секрет хорошего качества казанских дорог заключается в повседневной тяжелой работе. Только такой комплексный подход может привести к успеху. Казань это доказала на собственном примере!