Чиновники РТ «не поделили» сферу дошкольного образования

Если чиновники собираются на очередное заседание – значит, это кому-нибудь нужно. Как показывает практика, такие заседания заканчиваются разговорами, дальше которых дело не идет. Либо на них ставятся невыполнимые задачи, либо происходит банальное отбывание номера для галочки…

Казалось, что простым обсуждением проблемы закончится и 7-ое заседание Государственного Совета министров образования и науки РТ. Но между участниками разгорелись нешуточные дебаты. Началось анонса грядущей реструктуризации образовательной сферы республики от Энгеля Фаттахова. В своей вступительной речи он подчеркнул, что детские дошкольные учреждения просто обязаны отказаться от консервативной модели управления. По мнению министра, детский сад в нынешних условиях должен стать основополагающей ступенью во всей системе образования.

Проблема есть

В то же самое время все эксперты твердят, что выстроенная во всех дошкольных учреждениях РТ образовательная система идет в фарватере федеральных законов, в которых четко прописано следующее: все образовательные услуги оплачивает государство, а остальное – прерогатива родителей.

Энгель Фаттахов уверен, что в наши времена детсады не должны являться теми организациями, в которые родители на определенное время отдают своих детей. По его словам, воспитанник детсада должен быть ничем ни хуже учащегося первого класса.

Федеральные нормы и законы не предусматривают единого подхода и других критериев оценки самого дошкольного образования. Но такие стандарты уже вырабатываются татарстанскими специалистами. Чтобы не быть голословным, Энгель Фаттахов привел в качестве примера практику выставления рейтинговых оценок дошкольным учреждениями муниципалитетами.

В РТ уже составлен рейтинг лучших детских садов. В него входят 20 дошкольных учреждений. Все они могут бороться за грант, сумма которого составляет полмиллиона рублей. Также глава образовательного ведомства напомнил, что на республиканском уровне проводится специальный конкурс, который позволит выявить лучший двуязычный детский сад (в котором преподавание ведется не только на русском, но и на татарском языках). Размер гранта для такого садика составляет 1 млн. руб.

che-q24235

В конце речи министр пообещал присутствующим, что вместе с реструктуризацией детские сады будут перестраиваются на модель, изложения материала на русском и татарских языках и на других иностранных языках (английский, немецкий, французский). Проще говоря, в недалекой перспективе все татарстанские первоклассники будут полилингвистами.

За и против

Все без исключения народные избранники были впечатлены теми изменениями, которые ожидают дошкольную систему образования. Депутаты прекрасно понимают цену вопроса. А цена эта будет очень большой. Причем все это должно произойти на фоне роста всех тарифов в дошкольных заведениях, которые за последнее время и так подорожали.

К примеру, народные избранники из оппозиционной фракции коммунистов – А. Прокофьев, и проправительственной «Единой России» – Н. Рыбушкин, высказали опасение, что на фоне грядущих перемен может возрасти стоимость посещения детсада. На что Фаттахов парировал – мол, затраты будут, безусловно, большие, но при этом планируется задействовать частные средства.

Фаттахова поддержала Эльвира Измайлова, которая руководит отделом дошкольного образования при Министерстве. Чиновница добавила, что родители тратятся лишь на присмотр за их ребенком и оплачивают питание.

Однако полемика на этом не прекратилась. В дискуссию вступил руководитель фракции коммунистов Хафиз Миргалимов. Вместе с Прокофьевым они попросили министра сконцентрировать внимание не на самой дошкольной образовательной системе, а на качестве детского питания в садах. По их мнению, в последние годы в закупках продуктов питания для детей наметились серьезные проблемы, которые нужно срочно решать.

Ломать не строить

Как считает Наталья Ресянанская, планы министра образования Республики Татарстан могут остаться планами. А если и начнут претворяться, то будут сопряжены с явными «перегибами на местах». При этом она выражает надежду, что не будет введена так называемая классно-поурочная система. Наталья Ресянанская отмечает, что уже сейчас такая система кое-где действует.

Наталья Ресянанская уверена, что в детском саду ребенок должен развиваться играючи, а не учась. Также она против введения в дошкольных учреждениях многоязычия. По ее мнению, в дошкольном возрасте дети должны усвоить свой родной язык, а уж потом, со временем, их можно «нагружать» другими, дополнительными.

С Ресянанскай в корне не согласна Измайлова. Последняя полагает, что тезис Фаттахова, подразумевающий «уход от педагогики диктата и переориентацию на педагогику сотрудничества» априори смягчит нагрузку. Все будет проходить в спокойной игровой форме.

Что же думают сами педагоги?

Одна из воспитателей детского сада с двадцатидвухлетним стажем работы, которая не пожелала называть своего имени, отмечает, что в реальности за красивыми словами чиновников просматривается лишь одна пустота. Она сетует на то, что даже сейчас ей некогда заниматься детьми – приходится каждый день разбираться в тоннах бумаги. Это и никому ненужные планы, диагностики, нескончаемые проверки. И она, и ее коллеги трудятся в состоянии непрекращающегося нервного напряжения. А то, что обучать детей надо во время игрового процесса, так по словам собеседницы, об этом известно уже давно, задолго до появления на свет нынешних чиновников. Так что никакой Америки они ей в этом плане не открыли.

Учитывая разносторонние мнения по поводу грядущих преобразований в сфере дошкольного образования РТ, хочется надеяться, что будет найдена та золотая середина, которая устроит многих. Устроит, в первую очередь, не чиновников, а самих детей. Впрочем, пока у них нет права голоса. Поэтому родителям и их детям остается только уповать на дальновидность чиновников, у которых и без того много проблем, например с теми же дорогами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*