Вниманию любителей литературы «Неделя» предлагает беседу с челнинским писателем Михаилом Гоголевым – лауреатом премий Николая Островского, Валентина Пикуля, членом-корреспондентом Академии российской литературы, членом правления Союза Писателей России.
Провинция – не задворки
– Михаил Николаевич, как живется писателю в провинции?
– Если говорить о материальной стороне, то хуже, чем столичному… Москвичу легче найти связи в издательствах, пристроить сценарий или пьесу на телевидение, в киностудию, рассказ в журнал. Можно подрабатывать в многочисленных изданиях. Да и, как известно, именно в столице живет большинство читателей и продается наибольшее количество книг. В Москве легче сделать себе пиар на всю Россию, засветившись на телеэкране в какой-нибудь передаче или шоу… Да и спонсоров на издание найти легче – здесь денег больше крутится.
Этого всего лишен писатель из провинции, зато у него есть время вдали от суеты заниматься самосовершенствованием, оттачивать стиль. Ну а с появлением Интернета у него есть возможность привлечь к себе тысячи потенциальных читателей. Впрочем, провинции сейчас в духовном плане не существует – информация доступна по Интернету, живи ты хоть на северном полюсе. Вспомним, что большую часть жизни Шолохов прожил у себе в станице, а чувствовал общемировую боль.
– И что, теперь писатель в провинции совсем не издает книг?
– Издает, но очень маленькими тиражами (от 200 до 1000 экземпляров). Да и то их в основном раздаривает на творческих встречах, друзьям, только минимум продавая.
– Зачем же тогда писать, если это не приносит доход, на который можно худо-бедно жить, и не дает большой известности?
– Недавно слышал интервью одной популярной детективщицы, которая заявила, что если печатная книга, которую можно продать, уступит электронной, которую будут скачивать бесплатно в Интернете, то и писать, мол, никто не станет… Так вот, заявляю: станут, и это те, кто к писательству не относится как к кормушке.
Нужно любить этот мир
– А что писательство для вас лично?
– Очень многое… Это, прежде всего, способ самосовершенствования, поиски смысла жизни, исправление собственных недостатков, а также возможность прожить сотни чужих жизней вместе со своими молодыми и старыми, умными и не очень, добрыми и ущербными, героями.
– Увы, в наш информационный век многим людям кажется, что они уже все знают – зачем им ваши откровения?
– Вы правильно сказали: кажется… Ибо почему же столько несчастных людей, наркоманов, алкоголиков, сирот, самоубийц и просто злых, эгоистичных и подлых людей, гребущих только в собственный карман? Видимо, они что-то недопоняли в жизни?!
Впрочем, особо закоренелых не надеюсь исправить, я люблю беседовать со школьниками, студентами в институтах, библиотеках, гимназиях. Представьте, какое чувство нужности испытываешь, когда перед тобой сидит полный актовый зал – четыре сотни студентов, и ты ведешь с ними откровенную беседу по самым животрепещущим темам: что надо любить свою родину, быть полезным обществу и вообще чаще задумываться, зачем мы пришли в этот мир… По их глазам видно, как они это жадно впитывают!
Не все так грустно!
– Какова, на ваш взгляд, литературная жизнь в Челнах?
– Она с советских времен стала, к сожалению, менее насыщенной. На всесоюзную комсомольскую стройку автограда приезжало немало именитых писателей, регулярно устраивались выездные семинары для молодых, их произведения печатали «толстые» столичные журналы, расходящиеся в сотнях тысяч экземпляров – теперь они дышат на ладан, достигая тиража максимум в пять тысяч. Да и местные газеты постоянно публиковали наших авторов. Ныне газет стало больше, они стали красочнее и толще, но свои полосы они отдают под рекламу, решение жизненных проблем. Я их понимаю – они борются за выживание.
Впрочем, и желающих писать и публиковаться стало меньше – жизнь стала прагматичной, не до духовных изысков. Если надо – всегда можно найти лучшие образцы поэзии и прозы в Интернете, куда каждый может поместить и свои литературные опыты. Ну а наиболее стойкие, как я уже говорил, издают книги за свой счет.
Наконец, вот уже несколько лет Николаем Алешковым издается при спонсорстве республики солидный по объему альманах «Аргамак. Татарстан», где редактор публикует в том числе и челнинских авторов. Я тоже (правда, на свои средства) пытаюсь выпускать литературный вестник «Наш день», который публикует местных авторов. Регулярно проводятся творческие вечера в центральной библиотеке города. Постоянно приглашает авторов на встречи со студентами и школьниками ДК «Энергетик».
Не оставляет своим вниманием творческих людей и телеканал «Эфир-ТВ», которым руководит в Челнах, я бы сказал, подвижник культуры Армандо Диаманте. Он часто приглашает писателей в свою передачу «Культурный город». Кстати, и сам пишет интересные рассказы.
– А сотрудничают ли писатели с учителями литературы?
– О, это наши лучшие друзья! Наша писательская организация ежегодно (вот уже в течение нескольких лет) совместно с ними проводит научно-практические конференции по творчеству местных писателей. Иногда они приурочены к юбилеям авторов, иногда охватывают широкий круг авторов, пишущих, допустим, о «КАМАЗе», о нашем городе, о природе Прикамья. Школьники под руководством своих наставников выступают на них с докладами, где весьма неплохо анализируют творчество авторов с литературоведческой точки зрения.
Вообще, я восторгаюсь учителями литературы: при все возрастающей нагрузке они находят время и силы раскрывать талант школьников, заниматься еще и нравственным воспитанием через литературу. Многие из них татарочки, но они так любят русскую литературу и язык, настолько в совершенстве владеют своим предметом, что я преклоняюсь перед ними. Некоторые из учителей – как, например, Светлана Попова – сами пишут замечательные стихи, а некоторые поддерживают в этом своих учеников.
Как пробиться молодым?
– Если честно, не возникает мысли, что труд писателя сейчас неэффективен, и следует заняться другим делом?
– Такая мысль возникает у многих и у меня в том числе. Действительно, книг издается все больше, а культуры и нравственности в обществе все меньше… Но, во-первых, как не раз говорил, творчество необходимо, прежде всего, для развития собственных чувств, для анализа своих и чужих поступков. Во-вторых, считаю, настоящая литература – это как долгоиграющая пластинка. Многих авторов уже давно (целые столетия) нет на белом свете, а их произведения живут, воздействуют на умы и души. Надо просто честно работать, а время все расставит по своим местам.
Ну а сомнения автору в эффективности труда нужны – они заставляют искать новые животрепещущие темы и сюжеты, доступный стиль, чтобы заинтересовать читателя. И вообще, как известно, «вначале было СЛОВО!». Добавим, что оно нужно будет всегда. Без него нет ни театра, ни кино, ни песни, ни статьи… Оно необходимейшее средство, чтоб записать, сохранить и развить опыт человеческой цивилизации.
– Ну а как опубликоваться молодым, начинающим?
– Сейчас отношение к любому автору одинаковое – если очень талантливый, то опубликуют издательства. Наоборот, они даже лучше относятся к молодым, потому как рассчитывают на «раскрутку» автора, на долгое сотрудничество. Вроде прибыльного сериала. В журналах нужны, конечно, знакомства: мне недавно один редактор признался, что 99,9 процентов присылаемых материалов не рассматриваются. Молодой автор также может издать книгу за свой счет – у нас в городе масса типографий. А если он заглянет в Интернет на сайт Стихи.ру и Проза.ру, то обнаружит там немало журналов и альманахов, где можно опубликоваться за деньги.
Пишущим на татарском языке, мне кажется, проще. Татароязычные газеты (в отличие от русскоязычных) печатают прозу и стихи. А районные даже романы публикуют! Нашим газетам хорошо бы тоже отдавать пусть небольшую площадь, например, под «Детский уголок», где публиковались бы стихи и небольшие сказки. Этим они привлекут к себе потенциальных читателей, которые полюбят газету и будут ее выписывать. Да и надо думать не только о прибыли, но и о воспитании человека – ведь этот твой сосед по дому, по улице, по городу. И если он гадит, – значит, ты не приложил усилий к его воспитанию.