Последнее время в СМИ говорится о том, что безработным может помочь собственный бизнес. Нередко потенциальным предпринимателям советуют открыть парикмахерскую. «Новая неделя» решила запустить новый проект под названием «Бизнес-идея», в котором специалисты будут делиться своими знаниями и оценивать перспективы выбранного направления. | ||
Занятие для женщин |
||
Стоит обратить внимание, что это не число новоиспеченных предпринимателей, а именно количество выданных субсидий. Дело в том, что в этом году в программу по снижению напряженности на рынке труда были внесены существенные дополнения: теперь предприниматель, нанимающий работников, получает за каждого те же 58800 рублей. Мечту о бизнесе может воплотить тот, кто более трех месяцев числится на учете по безработице и имеет собственный бизнес-план, одобренный специалистами Торгово-промышленной палаты и Центра занятости. Самыми распространенными видами услуг, которые выбрали челнинские предприниматели, стали автосервис, грузоперевозки, ремонт квартир, парикмахерские услуги, изготовление мебели. Первый материал в новой рубрике мы посвящаем созданию салонов красоты – одному из направлений в обширной сфере услуг. Ему, кстати, отдают предпочтение, в основном, женщины, нередко считая это дело приятным и модным. |
||
Чтобы не скучать… Во-первых, чем салон красоты отличается от обычной парикмахерской? В санитарных нормах и правилах (СанПиН) салон красоты назван организацией коммунально-бытового назначения, оказывающей парикмахерские и косметические услуги. Похожие слова «косметический» и «косметологический» разительно меняют права и обязанности организации. Для косметических услуг необходимо разрешение Роспотребнадзора, которое позволяет оказывать услуги по уходу за волосами, ногтями и кожей лица (наносить маски, делать чистки без инъекционного проникновения в кожу). А вот для косметологических услуг нужна лицензия. Косметологией имеют право заниматься клиники. Наш эксперт – Наталья Кузнецова. Собеседница интересна для газетного мастер-класса тем, что она не только владелица салона красоты, но и активно работающий мастер, к тому же Наталья – участница нескольких практических семинаров по управлению салонами красоты. Ее бизнес не стар и не молод, салону «Гламур» скоро исполнится пять лет. Итак, слово нашему эксперту: – Прежде всего, хочется сказать, что не все салоны красоты самоокупаемые. Это характерно не только для Набережных Челнов. Например, у предпринимателя уже есть какой-то развитый бизнес, и еще один воспринимается им как вложение капитала, поэтому салоны красоты нередко создают под одной крышей с рестораном или гостиницей. Как говорят эксперты, сегодня в индустрии красоты лишь каждый четвертый салон открывается владельцем с желанием зарабатывать деньги. В остальных случаях это или вложение капитала или, что тоже нередко бывает, подарок любимой женщине, чтобы она занялась красивым делом и не скучала дома. Именно на стадии создания проекта своего детища совершается большинство ошибок, больно ударяющих впоследствии по кошельку. Необходимо правильно выбрать помещение, спроектировать салон так, чтобы каждый метр площади давал доход, подобрать профессиональный коллектив. В салонном бизнесе важную роль играет ценообразование. А теперь обо всем подробнее. |
||
|
||
Мы вас поздравляем! |
||
– Мировой опыт показывает, что так называемый салонный бизнес приносит прибыль не более 16%. Причем каждый месяц она значительно колеблется, так как наша работа носит сезонный характер. Но, учитывая общую годовую прибыль, понимаешь, что эксперты не случайно определили этот своеобразный потолок в 16%. Выше него прыгнуть очень сложно. Но и достичь такого результата непросто. Многие управленческие курсы начинаются примерно с такого обращения к аудитории: «Поздравляем вас, вы вступили в самый сложный бизнес!» Но, несмотря на это, салоны красоты растут как грибы после дождя. Вот только один пример: в Москве в 1995 году работало 850 парикмахерских. А сегодня число салонов красоты в столице превышает три тысячи. Согласно подсчетам экспертов, предложение московского рынка услуг салонов составляет $33-45 млн., в то время как потенциальная емкость рынка – $75-85 млн. То есть предпринимателям есть где развернуться. К сожалению, у нас нет таких данных по своему региону, которые могли бы помочь предпринимателям определить, насколько заполнен рынок. |
||
Готовьте штрафы за метры… – Но мы работаем не в столице, поэтому и оперировать будем другими цифрами и ценами, – продолжает Наталья Кузнецова. – На сегодняшний день аренда одного квадратного метра оборудованного салона в Набережных Челнах стоит от 800 до 1000 рублей. То есть за помещение в 100 кв. м (а это, надо сказать, не много и не мало для салона) ежемесячно предприниматель будет платить около 100 тысяч рублей. Аренда без оборудования обойдется приблизительно в 400 рублей за кв. м. Но в этом помещении могут быть только стены. Если для магазина это совсем неплохо, то для парикмахерской с обязательными мойками проблематично. Мой салон как раз занимает площадь в 100 кв. м и мы, если честно, в СанПиН едва укладываемся. Метраж помещения в этом бизнесе значит больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь каждая парик- Одно очень важное дополнение: мы все со страхом и трепетом ждем обновленные СанПиН 2.1.2.-10, которые вступят в действие с 1 июля 2010 года. Согласно им, одно рабочее место парикмахера, например, должно занимать 4,5 кв. м при наличии отдельного помещения для мытья и окраски волос, и 8 кв. м – при оборудовании моек в зале парикмахерского обслуживания. Парикмахерская на одно рабочее место должна быть не менее 15,0 кв. м с учетом зала ожидания, гардероба для посетителей и рабочего места парикмахера. Кабинеты – косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа – должны размещаться в отдельных помещениях. Допускается совмещение в одном изолированном кабинете площадью не менее 9 кв. м выполнения услуг маникюра и педикюра при условии организации одного рабочего места мастера того и другого профиля. В косметических кабинетах допускается организация до трех рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8-2,0 м. И так далее, список внушительный. А метражи еще более внушительные. Идеальный вариант, когда помещение принадлежит вам и не надо платить за аренду. Многие предприниматели, поняв это, стараются выкупить площадь. Без арендных платежей салонный бизнес еще стоит свеч и может приносить прибыль не для поддержания существования, а для развития. |
||
|
||
Конкурс – В индустрии красоты существует большая проблема с кадрами. Ко мне приходят люди, как правило, выпускники государственных учебных центров, и никого из них я не могу поставить к клиенту. Это так называемые домашние мастера – самый начальный уровень. Они тренировались на родственниках и друзьях и не брали за это деньги. А клиенту нередко нужно помочь создать новый образ и еще взять на себя ответственность за неожиданные перемены. В общении с посетителями салона необходима психологическая подготовка, – делится Наталья Кузнецова. Я имею небольшую практику преподавания. Беру одновременно до трех учеников. Если мастера не хотят учиться у меня, то направляю их на курсы. Например, в Казани в одном из учебных центров регулярно проходят отличные курсы по мужским и женским стрижкам. Для меня повышение квалификации – самая приятная статья расходов. Полученные знания приносят многократную прибыль и владелице салона, и мастеру. Если директору хочется, чтобы у него работали квалифицированные специалисты, то, конечно, он заинтересован в обучении. Я удивляюсь, когда вижу объявления, что в Набережных Челнах работают мастера международного класса. Это громкое звание говорит о победе или, как минимум, участии в международных конкурсах. Недавно в нашем городе планировали провести конкурс парикмахерского мастерства. И что вы думаете? Из 200 официально зарегистрированных парикмахерских и салонов лишь пятеро (!) согласились принять участие. И конкурс отменили. А идея была отличной, ведь планировали провести не шоу-программу, как это было ранее, а настоящее состязание профессионалов. Клиент на вес золота – Каждый салон старается развивать клиентскую базу. Известно, что 60% клиентов остается у мастера после первого визита. Важно понравиться в первый раз, у мастера нет права на ошибку. Можно 10 лет обслуживать клиента, но стоит один раз сделать что-то не так, как он уходит. Нередко срабатывает эффект «сарафанного радио». Клиент рекомендует мастера своим родственникам и друзьям. Но, как показывает практика, это не всегда перспективный вариант, так как в таком случае человек психологически ожидает чего-то большего, и может разочароваться именно из-за завышенных ожиданий. С клиентами по рекомендации я работаю особенно осторожно. Большая часть посетителей нашего салона – это постоянные клиенты. Но еще ценнее для нас постоянные мастера. Если честно, для нас мировой финансовый кризис и не кризис вовсе, настоящий кризис для нас, когда мастер уходит. Это значит, за ним уходят его клиенты. В такой ситуации важно, как сам салон поведет себя, что предпримет, чтобы удержать максимальное количество человек. Создание клиентской базы начинается с рекламы, но второй шаг – это профессионализм мастера. Наша профессия творческая. Можно овладеть ремеслом и иметь свой кусок хлеба, но парикмахеру-ремесленнику нужно сделать три стрижки, чтобы заработать столько же, сколько парикмахер-творец может получить за одну. Когда передано ремесло, но отсутствует творчество, клиентская база не нарабатывается. Салон легче содержать, если владелец сам является мастером. Конечно, можно пригласить специалиста, который разбирается в технологиях, особенно в процессах окрашивания, можно самому быть хорошим менеджером и организатором. Но бывает и так, что у владельца нет никаких знаний, ни профессиональных, ни управленческих. Не все так мрачно – В нашем салоне трудятся девять человек. За пять лет работы все наши мастера вышли замуж, у нас родилось пятеро детей – это на весь коллектив! Отношения в салоне довольно-таки демократичные. Бывает, что мастера уходят в свободное плавание – начинают свое дело. Мы не только сохраняем дружеские отношения, но и помогаем им как можем. Несмотря на растущую конкуренцию и ужесточенные требования СанПиН, очень хочется не только работать, но и продолжать развиваться. Как говорила Коко Шанель: «Все в наших руках, поэтому не стоит их опускать!» |
||
|