Сегодня, 1 апреля, – день смеха и шуток. Источником юмора в наше время считается телевидение, а несколько десятков лет назад немалый вклад в его развитие вносил кинематограф. О том, как сделать россий-скую кинокомедию одним из частых жанров в наших кинотеатрах, «Новой неделе» рассказал известный сценарист советский кинокомедий «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и многих других Яков Костюковский. |
|
«Мы много раз призывали Гайдая придумать новые
повороты для героя Демьяненко, но он этого не сделал» |
«Луч света – Яков Аронович, несколько лет назад мне довелось беседовать с известным актером Леонидом Куравлевым, который заметил, что сейчас комедии снять трудно, потому что нынешняя жизнь несмешная и невеселая. Разделяете его точку зрения? – И да, и нет. Жизнь сейчас действительно не смешная, в ней все больше трагизма, неопределенности, а самое главное – нет ясных перспектив улучшения, что, в общем-то, подтверждает правоту Куравлева. Но он неправ в более важном, ведь чем хуже жизнь, тем она требует больше комедий: человек так устроен, что если ему тошно, то он должен хотя бы какое-то утешение находить в хороших комедиях. Когда вокруг все очень мрачно, комедия – это луч света в темном царстве. Кстати, мы с Гайдаем и Слободским делали свои фильмы тоже далеко не в лучшие времена, и мы чувствовали, что если человек живет тяжело, ему важна такая отдушина, как комедия. Человеческая жизнь, даже в высоком и философском смысле всегда, при всех режимах дает возможность для комедии: это доказали древние греки, древние римляне, иудеи. Даже страшные времена давали возможность для острого анекдота, для шутки. Этот жанр – Сколько комедий в год должно давать российское киноискусство нынешнему зрителю? – Достаточно пяти-семи, но не меньше. Конечно, все эти картины не могут быть выдающимися и не могут быть сделаны на века. Комедия, в принципе, – очень скоропортящийся продукт: она связана с конкретными обстоятельствами жизни, и очень редко бывает, чтобы она жила 40-50 лет. В общем-то, это и не нужно. Главное, чтобы это были комедии с хорошим вкусом, потому что самое страшное – это дурной вкус. Очень часто на зрителя льются пошлость, безвкусица, вседозволенность – да, комедия, бесспорно, требует свободы мысли, но она требует еще и чистоты. – Как в наше время этого – Хуже всего, когда комедия проходит цензуру, но чтобы она состоялась, надо, чтобы ее непременно делали люди, которые рискуют своей репутацией. В свое время люди даже жизнью рисковали ради комедии! Если заняться ею серьезно, то даже среди молодых людей найдутся режиссеры, которые стремятся понравиться не Кремлю или Путину, а предпочитают работать для народа. У нас с Гайдаем был принцип – делать фильм для бабушки в Йошкар-Оле: бабушка была для нас своего рода символом зрителя, для которого мы работаем, но никак не на начальство. Если будешь ориентироваться на бабушку в Йошкар-Оле, то можешь в любое время делать достойные комедии. Ошибка Меньшова – Видимо, нашим молодым создателям комедий надо не только смотреть того же Гайдая, но и читать его размышления, чтобы понять, насколько комедия – дело серьезное и тонкое. – Я довольно хорошо знал знаменитого режиссера Михаила Ромма – он, как известно, к комедии никакого отношения не имел, снял фильмы о Ленине, но однажды он сказал мне: «Знаете, мой юный друг, я мечтаю сделать с вами комедию!» Он считал, что комедия требует такого высокого мастерства, что даже он может себе позволить это, если достигнет каких-нибудь высот. Конечно, в этом было некое преувеличение, но Ромм был режиссер мудрый и ничего зря не говорил. Сейчас за нее берутся только потому, что она почему-то стала считаться низким и легким жанром. Взять хотя бы картину Меньшова «Ширли-мырли». Очевидно, что режиссер взялся не за свое дело. Он посчитал, что если снял «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби», то комедия для него будет пустяком. Но в итоге ничего не вышло. Мы увидели неумелый набор штампов, неудачный подбор актеров, и картина «Ширли-мырли» стала принципиальной неудачей человека, который не понимает, насколько серьезен этот жанр. – Леонид Гайдай ушел из жизни более 15 лет назад, но ныне здравствуют его коллеги по цеху Эльдар Рязанов и Георгий Данелия. То, что они сейчас практически не снимают комедии, – это плохо или логично? – Вероятно, у них были какие-то внутренние причины. Я вместе с вами сожалею, что они не занимаются комедией в чистом виде и считаю, что они в этом жанре сделали еще не все. И тут дело не в количестве фильмов, а в потенциале Рязанова и Данелии, который у них не исчерпан. Но главная их беда не в этом. Дело в том, что никто из трех наших выдающихся мастеров комедии – Рязанова, Гайдая и Данелии – не создал своей школы и не вырастил ни одного комедийного режиссера. Я им это откровенно говорил в глаза, и Данелия при этом оправдывался своим учеником Александром Серым, который снял «Джентльменов удачи». Но в этом фильме четко видна, прежде всего, рука Данелии и сценариста Токаревой. – Вы выразили оптимизм по поводу молодых режиссеров. А что скажете насчет современных комедийных актеров? – Их очень мало, и все из-за того, что они не нужны. Если бы в стране снималось хотя бы несколько достойных комедий, то они бы появились. Сейчас артисты нужны для сериалов. Шурик погубил Демьяненко – А были ли, на ваш взгляд, в советском кино актеры, которые могли бы внести солидный вклад в комедию, но не воспользовались таким шансом? Скажем, Вячеслав Тихонов? – Комедия ничего не потеряла из-за того, что там не было Тихонова. Хотя если бы он раньше пробовал сниматься в этом жанре, было бы, наверное, интересно. Но надо тут же вспомнить и Александра Демьяненко, которого Шурик просто погубил, и ничего другого, кроме как персонажа, похожего на Шурика, режиссеры ему не предлагали. Мы много раз призывали Гайдая спасти ситуацию и придумать какие-то новые повороты для героя Демьяненко. Режиссер с нами соглашался, но практически ничего для этого не сделал… – Скажите, а не рано ли прекратила свою киножизнь троица Балбес – Трус – Бывалый? Вы согласны, что Гайдай поспешил с отказом от нее? – Не согласен. Уже после «Пса Барбоса» и «Самогонщинков» Гайдай не хотел снимать троицу, и мы с огромным трудом убедили его взять ее в «Операцию Ы». Так же сложно было убедить режиссера и в том, чтобы они участвовали в «Кавказской пленнице». Но когда мы начали писать сценарий «Бриллиантовой руки», то поняли, что тройка себя исчерпала – это доказали и другие режиссеры, которые впоследствии ее снимали. К тому же здесь был и возрастной момент: тот же Вицин, мой любимый актер, был уже в возрасте, когда трудно играть комедии. То же самое было и у Никулина, и у Моргунова. Поэтому «Бриллиантовую руку» мы писали под Никулина, но с Гайдая взяли обещание снять фильм с Вициным в главной роли. Гайдай этого обещания не сдержал, а мы сдержали, и с режиссером Вилленом Азаровым сняли «Неисправимого лгуна». Вицин очень любил эту роль и всегда говорил, что благодаря ей была продлена его жизнь в кино. – Яков Аронович, когда же наступит то время, когда хорошая комедия будет появляться не раз в четыре-пять лет, как сейчас, а так, как должно быть? – Если бы начальство от искусства нашло форму морального и материального поощрения комедийного жанра, а народ был бы построже в оценках и демонстрировал бы свое отношение ногами, уходя с плохих комедий, – тогда можно было бы на что-то рассчитывать. В противном случае не будет ничего, кроме фильмов-однодневок про космических проституток или гангстеров. |
01.04.2011 в 12:22
Я полностью согласен. В последнее время не снимается хороших комедий. Смотришь,фильм новый,отечественный рекламируют — пишут,комедия. Начинаешь смотреть. Такая ерунда. За весь фильм парочка шуток и не более. Не игры героев,ни образа,вообще ни чего. У нас ведь как. Лишь бы рекламой зрителя заманить. Парочку известных актёров в фильм всунут и всё. Вся реклама — чуть ли не супер комедия с супер актёрами такими-то такими-то. Во всех фильмах одни и те же актёры. Надоело уже. Господа гениальности!!!!!!!! Хватит пихать во все фильмы одних и тех же затёртых актёров. Тем болеем многим из которых не мешало бы хорошенько выучиться,если уж им это природой не дано. Дам полезный совет нашим режиссёрам. Найдите неординарные личности,выделяющиеся мимикой,внешностью,поведением. Ведь Никулина тоже не сразу взяли в кино. Его вообще не хотели брать. Говорили — фотонегигиеничен и тому подобное. А смотрите как олучилось. Следующий совет. Найдите настоящий сценарий — хороший. Не надо брать у знакомых и родственников. Только если они не являются гениями комедии. Иначе заимствуя сценарий у знакомого — он изначально будет оцениваться завышено успешным нежели взятым у неизвесного селовека. Ну и многое и многое ещё. К слову. Если наши гении киноиндустрии всё таки решат снять супер комедию. Обратитесь ко мне. Я книги пишу. У меня на юмор есть что сказать. Такую книгу — комедию написал. Мир ахнет. Гарантия колоссальных сборов в кинотеатрах. И я не самохвал,не слишком самоуверен и тем болеем не наивный дурачок. Я знаю,что говорю. И знаю,что нужно зрителю. А наши киностудии снимают то,что нравится им и то,что ОНИ считают смешным. Это ваша ошибка. Вы не народ. Народу лучше знать. Ну а если дальше будете считать,что вам лучше знать,что нравится народу,так и будете прогорать со своими грубо говоря помойными комедиями. За редким исключением. Удачи ГЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОИНДУСТРИИ. Теште свою ГЕНИАЛЬНОСТЬ. кто ВЫ,и кто МЫ — БЫДЛО НЕОБРАЗОВАНОЕ. Да уж,не нам вас учить.
01.04.2011 в 12:39
Спасибо за статью