Забег на длинную дистанцию жизни

root.vn.ua«Афоня», «Мимино», «Я шагаю по Москве»… Фильмы этого режиссера со временем становятся классикой отечественного кино.

С четвёртой попытки

Именно к Георгию Данелия обратился Александр Володин с предложением снять фильм по своему сценарию «Горестная жизнь плута». До этого сценарий побывал в руках трех режиссеров, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. А Данелия к тому времени уже был руководителем объединения комедийных фильмов. И Володин посчитал, что Георгий Николаевич поможет ему «пристроить» этот труд. А может – чем черт не шутит! – и сам возьмется за постановку.

К этому предложению Данелия отнесся настороженно. О Володине ходила молва, что он очень трепетно относится к своему тексту, не позволяет менять ни реплики, ни запятой в ремарке. К счастью, слухи эти были сильно преувеличены. Александр Володин оказался необычайно покладистым, отзывчивым и самоотверженным сотрудником. По словам Данелии, они работали легко, увлеченно, вдохновенно. Под конец драматурга приходилось даже удерживать: он был готов все переписать…

Александр Володин написал сценарий в известном смысле про себя, про свою жизненную ситуацию… В свою очередь, Данелия говорил, что «Осенний марафон» снимал легко, потому что рассказывал хорошо знакомую ему историю:

– Так случилось, что она изрядно совпала с тем, что я сам переживал в тот момент. Так что в известном смысле Бузыкин – это я. Оттого фильм, думаю, и получился таким искренним.

kinotropa.ruВокруг названия…

Сценарий Володина назывался «Горестная жизнь плута». «Плут», да еще «горестный», с самого начала путал правила игры. Актеры пытались так именно и играть: я – плут, ты относишься ко мне как к плуту…

Потом уже и режиссер почувствовал, что «плут» мешает ему и, наверное, будет мешать впечатлению зрителя. Это внутреннее ощущение персонажа: «Я веду горестную жизнь плута», но на самом-то деле все не так, все серьезнее, многозначнее. Остановились на «марафоне». Только вопрос был в том, какой марафон: Грустный? Печальный? Забавный? Бесконечный? Опасный? Злосчастный? Необыкновенный? Или как раз обыкновенный?.. До искомого – осенний – остался один шаг. Андрею Павловичу Бузыкину, переводчику и преподавателю, 46 лет – вот откуда «осень». А он все никак не может остановиться, оглядеться, он все мечется, все бежит и бежит – вот откуда бесконечный метафорический «марафон».

Победил-таки Басилашвили!

Кстати, на кастинге больше всего хлопот было с главным героем Бузыкиным. Дело в том, что Володин написал сценарий под одного очень известного актера, но тот был нарасхват, да и Данелия хотел видеть другого исполнителя на эту роль. Пробовались Куравлев, Любшин, Губенко… Первоначально в списке кандидатов на пробы был и Олег Басилашвили, но Данелия его сразу же вычеркнул:

– Я его в театре тогда не видел, а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным – словом, совсем не Бузыкин.

Однако ассистент по актерам Елена Судакова считала, что на роль Бузыкина надо взять именно Олега Басилашвили. Когда Данелия в очередной раз сказал «Нет!», она тайком от него привела актера на пробы.

– Олег был убежден, что это я его пригласил, – вспоминал Данелия. – А я, таким образом, был в идиотском положении. Нельзя же, в самом деле, с первой же минуты разговора сказать артисту: «Извините, вы нам не подходите!» Зачем же тогда, спрашивается, беспокоили человека, косвенно обнадеживали… Мне ничего не остается, как задавать какие-то вопросы, вести вроде бы заранее задуманный разговор… А за спиной Басилашвили я показывал ассистентке большой кулак: спасибо, мол, втравила в историю!

1love.at.ua«Сговорчивая» Неёлова…

Бузыкин Бузыкиным, а вот Марину Неелову Данелия давно мечтал снять в своем фильме (еще с тех пор, как ее муж учился у него на режиссерских курсах). Но не было подходящей роли. В «Осеннем марафоне» он предложил Нееловой роль машинистки Аллы, любовницы Бузыкина.

Однако в первый же съемочный день режиссер и актриса поругались. Данелия подозревал, что к моменту съемок «Осеннего марафона» у Нееловой в жизни происходило то, что у Аллы происходит на экране. Поэтому актрисе хотелось в первой же сцене сыграть всю разнесчастную судьбу героини.
Некоторое время они общались только через Володина.

– Скажи этой артистке, – говорил Данелия, – что я буду снимать ее только так, как мне надо, а не так, как она хочет.

– Ну ладно, – отвечала через Володина Неелова. – Коль скоро у нас в съемочной группе такая диктатура, то я постараюсь выполнить нелепые требования режиссера.

Так они, переговариваясь через сценариста, проработали месяц, а потом нашли общий язык и здорово подружились.

www.divodvd.ru…и другие женщины Бузыкина

Абсолютно иначе вела себя Наталья Гундарева – по фильму Нина Евлампиевна, жена Бузыкина. Когда она появилась на съемочной площадке, у нее весь сценарий был расписан точными оценками, замечаниями. Данелия деликатно заметил:

– Если вы сами захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своем объединении, потому как вы – законченный режиссер.

На этом конфликт был исчерпан. Наталья Гундарева в успех фильма вложила весь свой талант и душу.
А вот Галина Волчек сыграла в «Осеннем марафоне» нелепую и хваткую Варвару. Данелия познакомился с ней еще в детстве. Его мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером, а отец Галины был замечательный кинооператор Борис Волчек. Во время учебы во ВГИКе Данелия вместе с другом Шурхатом Аббасовым снял отрывок из «Золотого теленка». В нем были заняты молодые артисты: Женя Евстигнеев и Галя Волчек. Это были их первые роли в кино.

Между прочим, после выхода фильма на экран к Галине Борисовне подходили зрители и говорили: «В жизни вы такая приятная. Что же этот режиссер в кино из вас такое страшилище сделал?»

Страсти вокруг иностранца

Норберт Кухинке, исполнитель роли датского профессора, был корреспондентом журнала «Штерн». Но чтобы снять иностранца в советском фильме, нужно было получить разрешение Госкино. Данелия написал туда, ему ответили, чтобы он обратился в Министерство иностранных дел. Режиссер – делать нечего! – написал и в МИД. Пришел ответ: обратитесь в КГБ. Написал и в КГБ. Приходит ответ: обратитесь в Госкино. В общем, круг замкнулся. К счастью, нашелся один чиновник из кинематографического ведомства, который сказал:

– А когда ты негра в «Совсем пропавшем» снимал, то у кого-нибудь спрашивал разрешения? Так что снимай Кухинке на свой страх и риск.

Что и было сделано.

«Переделывать не буду!»

Во время работы над «Осенним марафоном» Георгию Николаевичу постоянно снился сон, будто он сдает картину, а директор «Мосфильма» спрашивает: «А куда это наш герой бежит? Там же Финский залив. Он что, в Швецию собрался?» И когда Данелия на самом деле сдавал картину, директор «Мосфильма» вдруг произнес: «Вот там у вас в финале…» Данелия похолодел: «Сейчас будет про Швецию говорить».

Но выяснилось, что он недоволен другим: финал не прояснен, и героя надо наказать. Данелия вспылил: какое еще нужно наказание герою, когда он и так наказан. В итоге его попросили сделать финальный крупный план героя подлиннее. Данелия ничего не поправил, но соврал, что план удлинил. «Теперь стало лучше», – сказали в Госкино.

Своим фильмом Данелия не угодил… женщинам. Одни обижались на него за то, что герой так и не ушел от жены, другие – за то, что окончательно к жене так и не вернулся.

На фестивале в Сан-Себастьяне «Осенний марафон» получил главный приз. Много лет спустя Данелия скажет:

– Если бы мне предложили сегодня переснять «Осенний марафон», я ничего не стал бы в нем переделывать. У меня всего три фильма, которые, можно сказать, получились почти на пятерку: «Я шагаю по Москве», «Не горюй» и «Осенний марафон».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*