При правительстве Республики Татарстан создадут межведомственную комиссию, в компетенцию которой будет входить борьба с нелегальными междугородними пассажирскими перевозками. Члены комиссии будут решать, как поступить с незаконными перевозчиками, а свои предложения касательно урегулирования данной ситуации направят на рассмотрение в Госдуму.
Нелегальные перевозчики отвоевали добрую половину рынка пассажирских перевозок в регионе. Особенно сильно это ударило по районным транспортным компаниям, которые ежедневно теряют клиентов и испытывают убыточность. В Госдуму РФ в скором времени будут направлены предложения со стороны участников межведомственной комиссии по разработке правил урегулирования рынка пассажироперевозок.
Проблема «серых» перевозок
В конце апреля состоялась плановая встреча членов правительства РТ с участниками профсоюзов региона. Глава Татарского республиканского комитета профсоюза работников в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, Юрий Данилов, изложил проблему перевозчиков. Оказалось, что на наиболее востребованных маршрутах «серые» перевозчики отбирают львиную долю заработка у законных транспортных предприятий. Особо актуальна эта проблема в Елабужском, Аксубаевском, Альметьевском, Набережночелнинском и Рыбно-Слободском районах. Согласно данным Управления Госавтонадзора по Татарстану, в регионе на сегодняшний день зарегистрировано порядка 350 частных и юридических лиц, которые занимаются междугородними пассажироперевозками и имеют соответствующую лицензию на осуществление своей деятельности. Остальные 327 индивидуальных предпринимателей и компаний лицензий не имеют, но продолжают заниматься «заказными» перевозками пассажиров.
Беспокойство легальных перевозчиков и председателя профсоюза Юрия Данилова вполне оправдано, ведь нелегалы не соблюдают технику и правила безопасности, подвергая риску пассажиров. Они не предоставляют гарантий на оказываемые услуги и не несут никакой ответственности за последствия. Что говорить о дорожной ситуации, когда водители не придерживаются требуемого режима скорости, ПДД, норм посадки, высадки и количества перевозимых пассажиров, а также не соблюдается график движения и режим сна и отдыха. Отсюда высокая вероятность ДТП, в результате которого пострадавшие не могут претендовать ни на какие выплаты, так как оказываются вне зоны действия закона об обязательном страховании.
Напомним, что мы уже писали о том, как легальным перевозчикам министр транспорта и дорожного хозяйства Сафин Ленар в прошлом году пообещал идти на встречу и помогать на пути к легализации.
Проблема регионального масштаба
Страдает от этого и бюджет региона, лишаясь существенной части налогов. Но эту проблему не так-то просто решить, так как само федеральное законодательство развязывает руки нелегалам, позволяя им осуществлять «заказные» пассажирские перевозки без необходимой лицензии на осуществление данной деятельности. Также «заказной» автотранспорт освобожден от необходимости заключать договор пассажирского обслуживания с вокзалами. Это влечет за собой серьезные нарушения и последствия. Руководство не проводит медосмотр водителей, техосмотр транспорта и не контролирует перевозимый багаж.
Эта проблема неоднократно поднималась в регионе и раньше. Президент РТ, Рустам Минниханов, дал поручение разработать предложения в региональный Совет безопасности с целью дальнейшего продвижения законодательной инициативы в Госдуму страны. Эта злободневная проблема преследует не только Татарстан. Глава комитета по транспорту госдумы, РФ Евгений Москвичев, подтвердил, что порядка 70% автобусных междугородних перевозок осуществляются нелегалами. Причем, их очень трудно привлечь к ответственности, так как в законе указано, что заказные пассажироперевозки не нуждаются в лицензировании.
Как бороться с «серыми» перевозчиками?
Региональные перевозчики считают, что эта проблема существует на протяжении многих лет. Прежде всего, это очень прибыльный бизнес, от которого не захотят отказываться нелегалы. Во-вторых, уровень коррупции потворствует процветанию этого бизнеса. Поэтому для начала придется устранить коррупционную составляющую, что, в общем-то, на грани фантастики.
Честные транспортные компании, которые добросовестно следуют всем требования, тратят до 90% выручки на техобслуживание, закупку топлива, амортизацию оборудования, налоговые и пенсионные выплаты. В итоге чистая прибыль составляет менее 10%. Нелегалы уменьшают эту прибыль примерно вдвое.
Но вопрос пока повис в воздухе. Пожалуй, точного ответа на него никто не даст до тех пор, пока не заработает межведомственный орган при правительстве РТ. Конкретно об обязанностях всех его членов не говорится. Обозначены лишь основные направления деятельности, связанные с выявлением нарушений. О том, будут ли на нелегалов налагаться штрафные санкции либо какие-то иные взыскания, пока не известно.
Руководители компаний междугородних пассажироперевозок считают, что начинать нужно с поправок в законе, где указано, что нет необходимости в лицензировании деятельности «заказных» маршрутов. Если это предложение убрать, то тогда появится нормативная база для штрафования или вынесения других санкций нарушителям.