Обвал рубля значительно уменьшил количество магазинов в Казани

В связи с обесцениванием российского рубля по отношению к мировым валютам и резким снижением покупательской способности казанцев, все торгово-развлекательные центры столицы Республики Татарстан приступили к оптимизации своей деятельности. Арендаторы просят предоставить им скидку за съем торговых площадей, которые оплачивались долларах США, или в евро.

Начало текущего года ознаменовалось для жителей Республики Татарстан резким падением зарплат (было 800 долларов США, а стало – 480). Это, естественно, не могло не сказать на деятельности ритейлеров. Полномочные представители нескольких торговых центров столицы Татарстана уже поспешили заявить, что в скором времени состоится пересмотр договоров аренды, которые были заключены в докризисный период.

che=paho

Обстановка на местах

Казань больше не увидит Stockmann, Zolla, а также Guess и Gas. Закрылся и популярный бутик Бузовых. В условиях экономического кризиса казанские торгово-развлекательные центры только и успевают, что расторгать договоры со своими арендаторами. Обесценивание рубля привело к падению продаж, а выручка бутиков буквально рухнула, а цена аренды, завязанная на иностранную валюту, резко увеличилась.

Не все владельцы торговых площадей идут по бескомпромиссному пути повышения стоимости аренды. Некоторые делают ритейлерам «антикризисные предложения», предлагая гибкую систему скидок. Например, «Парк Хаус» стремится привлечь на торговые площади новых арендаторов.

Под занавес прошлого года Лилия Ибатуллина, гендиректор торгово-развлекательного центра «Южный», выступила на одной из сессий городской думы. Тогда она заявила, что в самой ближайшей перспективе магазины будут закрывать свои двери, а собственники торговых площадей начнут снижать арендную плату, делать уценки и закреплять курс.

Большинство известных брендовых марок постепенно покидают рынок Казани. Например, из торгового центра «Кольцо» исчезла Zolla. Закрыл свой отдел и Angel. Что же касается торгового центра «Южный», то его покинула известная компания родом из Финляндии – Stockmann. Не обошелся без потерь и торговый центр «Мега», в котором закрылся магазин Camel active, где можно было купить качественную и относительно недорогую мужскую одежду.

Больше всего торговых точек закрылось в «Парк Хаус»

Татьяна Ключинская, глава департамента торговых помещений компании JLL, говорит, что в настоящий момент подавляющее большинство арендаторов занимается оптимизацией своего бизнеса. Они закрывают неприбыльные торговые точки. Открывать новые ритейлеры не спешат – выжидают и попутно просчитывают возможные риски.

Также Татьяна Ключинская уверена, что, оценив прибыльность всех магазинов, ритейлеры, скорее всего, закроют торговые точки в регионах. Так как там, по сравнению с Москвой, покупательская способность намного ниже. Исключением станут те провинциальные города, в которых нет достойной конкуренции. Арендаторы готовы распрощаться именно с региональными магазинами. Из условных 20 закрытых торговых точек, 18 будут ликвидированы именно в регионах.

Мнение Татьяны Ключинской подтверждают и участники рынка. Татьяна Кирина (компания Domani) говорит, что ее компания ликвидирует исключительно бесприбыльные торговые точки. В сложившейся ситуации сохранять магазины в надежде на то, что в скором времени все утрясется, по крайней мере, недальновидно.

Виноват, как всегда, покупатель?

Оптимизация является следствием упавшего спроса на продукцию, а его, в свою очередь, породил обвал российского рубля. Именно по этой причине покинула «Южный» торговая сеть Lindex, которая находится под контролем Stockmann. Продажи там упали почти на 40%. Другие участники рынка признались, что им ничего не оставалось, как увеличить цены в среднем на 30%. И это при том, что покупательская способность серьезно упала. Есть и те арендаторы, которые и вовсе не приобрели необходимый товар.

В сложившихся непростых условиях ТЦ и арендаторы всеми силами стремятся найти консенсус. В первую очередь, это касается тех торговых центров, где ритейлеры расплачиваются за предоставляемые им площади в инвалюте. В столице Республики Татарстан к таковым относятся: «Тандем», «Парк Хаус» и «Suvar plaza». Почти во всех ТЦ курсы валют были «заморожены» на конкретной величине.

Не все так безнадежно

Марат Габдуллин, гендиректор одного из ООО города Казани, заявил, что есть торговые центры, которые идут на встречу арендатором. В настоящий момент большое количество ритейлеров ведут торг с арендодателями, пытаясь добиться снижения ставки на 10-15%. Практикуются в Казани и так называемые нулевые арендные ставки. Но такие случаи единичны и не носят массовый характер.

А вот в торговом центре «Корстон», где в отличие от других ТЦ преобладают офисные, а не торговые площади, не собираются делать никаких скидок арендаторам. Представители центра объясняют это тем, что в прошлый кризис они не предоставляли ритейлерам никаких скидок, хотя брали на себя все расходы по рекламе и развивали бонусную программу. В целом, назревают проблемы не только с транспортом, но и с товарно-продуктовым ритейлом.

В «Меге» собираются вывести на новый уровень энергоэффективность самого ТЦ. Для этого ритейлерам предлагается осваивать передовые энергосберегающие технологии. Есть в Казани и те ТЦ, где плата за аренду целиком и полностью зависит от того, сколько наторговал тот или иной магазин.

Прогноз

Максим Палт, старший консультант в отделе исследований рынка CBRE, полагает, что владельцы самых прибыльных ТЦ, скорее всего, удержат ставки по аренде на той же отметке, что и в прошлом году. С оптимизмом в будущее смотрит и Татьяна Ключинская. Она уверена, что уход ритейлеров из торговых центров не носит массового характера. По ее мнению, многие европейские операторы по-прежнему считают отечественный рынок весьма перспективным.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. http://www.youtube.com/watch?v=ioKtG7ezItU сразу вспомнил)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*