Что делать с грязным воздухом в Набережных Челнах?

Воздух, которым мы дышим, – тема для каждого из нас всегда животрепещущая. А уж если кто-то утверждает, будто он не столь «чист и свеж», как мы думали, – это уже повод обратиться к тем, кто наблюдает за его состоянием по долгу службы. Мы и обратились. Беседа «Недели» с Айратом Насыбуллиным получилась не самой простой, но вместе с тем весьма информативной.
 

А вы как ощущаете?

– Айрат Ахмаевич, на днях в Саратове на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе прозвучала информация, что из всех городов округа самый высокий уровень загрязнения воздуха – в Стерлитамаке, Набережных Челнах и Нижнекамске. Данные, прямо скажем, тревожные… Выходит, экологическая ситуация у нас оставляет желать лучшего?

– Татьяна, а вы как ощущаете? Вы задыхаетесь? Вам дышать нечем? У вас куртка грязная? Светлые блузки быстро пачкаются? В городе запах химикатов?

– Ну, если загрязнение воздуха проявляется так, как вы говорите, – это уж совсем труба дело, бежать надо из города!

 

 

– Воздух – это то, чем мы дышим и чем нас накрывает каждую секунду. Это то, без чего мы не можем прожить даже две-три минуты. И если он плохой, я вас уверяю, вы как журналист получали бы потоки жалоб на качество этого самого воздуха! Человек – это такое биосенсорное устройство, что просто так его не обмануть. И я вас уверяю: если бы я тут сидел и дурил народ, меня бы уже давно ославили на всю ивановскую.
Конечно, хорошей экологическую ситуацию в городе не назовешь, и я рад, что такой совет собрался, что кто-то о наших городах вспомнил…

 

Это сыграло неплохую роль: мы стали ощущать повышенное внимание и российского, и республиканского правительства, и администрации города: для нас приобрели два прекрасных стационарных поста, один передвижной на базе «Форда», также хорошо оснащенный, и шикарную передвижную лабораторию на базе «Газели». Мы получили средства и силы, чтобы объективно оценивать состояние атмосферного воздуха в Набережных Челнах и на прилегающих к ним территориях. Дело в том, что воздушные потоки, идущие в наш город, формируются и со стороны Актанышского, Нижнекамского, Менделеевского, Елабужского районов, поэтому нам нужно знать, что и откуда к нам направляется.

27 кг «вредности»
на одного горожанина

– Двух стационарных постов Набережным Челнам достаточно? В Нижнекамске, например, их восемь…

– В Нижнекамске часть этих постов принадлежит «Нижнекамскнефтехиму», «ТАНЕКО», «Нижнекамскшине». Это богатые организации, которые, впрочем, очень сильно загрязняют окружающую среду. А у нас таких нет.

– А «КАМАЗ»?

– «КАМАЗ» – да, у него раньше был стационарный пост, но его закрыли за ненадобностью: наш автогигант ведь не выбрасывает столько, сколько «Нижнекамскнефтехим». Выбросы у наших соседей – в десятки раз больше, чем на автогиганте. Вот цифры: в Нижнекамске за 2010 год в атмосферу было выброшено 66 тысяч тонн вредных веществ, у нас – 14,7 тысячи. Грубо говоря, на одного челнинца приходится 27 килограммов выбросов, в то время как на одного нижнекамца – 300.

В Челнах два главных стационарных источника выбросов – «КАМАЗ» и ТЭЦ. Но сравните тот автогигант, который в конце 1980-х производил 128 тысяч автомобилей, и нынешний, который выпускает в три раза меньше! Ровно так же уменьшается и объем выбросов.

– Но компания планирует наращивать обороты.

– Да, но уже с новым оборудованием, с новыми технологиями. «КАМАЗ» вложил уже 2 млрд. рублей в экологически безопасный двигатель стандарта «Евро-4». И потом, после пожара 1993-го завод двигателей – это уже новый завод, и двигатели, которые он производит, – тоже новые. Свое несчастье – пожар – «КАМАЗ» использовал на руку: обновил производство. Так что с экологической точки зрения это гарантирует нам безопасное проживание в соседстве с «КАМАЗом».

 

Не будь в Челнах широких проспектов,
мы бы дышали куда более «вредным» воздухом…
 

Мы не живём
на магистралях!

– И все-таки, Айрат Ахмаевич, в этой тройке антилидеров Набережные Челны стоят перед Нижнекамском. Почему?

– Ничего страшного. Я же не говорю, что мы – чистый город. Есть у нас проблемы. И вот какого рода. Почему мы находимся в первой тройке? Потому что мы первые в республике по загрязненности атмосферного воздуха от передвижных источников. Дело, главным образом, в качестве моторного топлива и двигателях внутреннего сгорания, где оно сжигается. Двигатели автомобилей – особенно старых – выбрасывают огромное количество вредных веществ. Представьте: из одной выхлопной трубы «вылетает» около 200 наименований различных веществ, в том числе и очень токсичных, не сулящих ничего хорошего здоровью человека. Постойте некоторое время у выхлопной трубы – и букет заболеваний вам гарантирован.

Ситуация была бы еще хуже, если бы наш город не проектировался такими «монстрами», как ЦНИИЭП жилище, ЦНИИП градостроительства, если бы у нас не работали Санитарный институт им. Ф. Ф. Эрисмана, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина. Санитарные врачи приложили много усилий, чтобы Набережные Челны застраивались по последним требованиям гигиенической науки, и много вопросов было снято еще на этом этапе. Например, было применено такое архитектурно-планировочное решение, как «зонирование города». Смотрите: у нас есть зона отдыха – парк «Прибрежный», коммунальная зона, которая находится в стороне от города, жилая зона, промышленная зона. Причем последние две находятся в километре друг от друга. Я считаю, что это огромное достижение.

Автомобили у нас двигаются по широким магистралям. А что такое магистрали? Это хорошо проветриваемые участки города. Не будь их, мы бы действительно очень страдали от выхлопных газов. Именно эти загрязнения и «захватывают» посты Гидрометбюро, размещенные на перекрестке проспектов Мира и Автозаводского и на дороге у стадиона «Строитель». Они ловят пыль дорог и выбросы автотранспорта – и фиксируют загрязнение. Это правда. Но люди ведь не живут на магистралях! Они живут в домах, где санитарная служба загрязнений не регистрирует.

Поэтому ситуация у нас не крайне критическая. В список грязных городов нас включает именно Гидрометбюро, которое по-своему объективно оценивает экологическое состояние Набережных Челнов.

 

Онкология –
от экологии?

– Почти 20 лет прошло после печально известного пожара на заводе двигателей. За это время среди челнинцев прочно закрепилось мнение, что всплеск онкозаболеваний в городе напрямую связан с ним. Так ли это?

Судя по последним данным, дым нашего Отечества
не столь «сладок и приятен», как хотелось бы…

– Связь между загрязнением окружающей среды и онкологическими заболеваниями не такая уж прямая. Состояние здоровья человека зависит не только от экологии. Человек – это такое сложное существо, которое прошло миллионы лет эволюции, приспособилось к очень трудным условиям выживания и победило. А загрязнение окружающей среды, в масштабах эволюции, происходит с совсем недавних пор. Поэтому состояние нашего здоровья на 75% зависит от условий и образа жизни, примерно на 10% – от врачей и на 10-15% – от экологии. Онкологии в этих процентах – еще меньше.
 

– Продукты горения могут вызвать онкозаболевание?

– Пожар произошел в апреле 1993 года, и еще две недели после него чадил дым. Но ни одного дня он в город не шел. Ни одного! Его уносило в сторону «Татэлектромаша». В один день, правда, он «зацепил» край 52-го комплекса. Но утверждать, что продукты горения отравили жителей этого микрорайона и Набережных Челнов в целом, я не могу. Таких исследований никто не проводил (я-то уж точно не проводил!). Этим вопросом должны заниматься специалисты и дать свою оценку. Единственное, по моему разумению, необходимо поглубже обследовать тех, кто занимался ликвидацией этого пожара. Думаю, у них не все так хорошо.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. На самом деле, как пожар на КАМАЗе отразился на здоровье челнинцев? В городе столько слухов по этому поводу. Неужели нельзя наконец-то сказать правду?

  2. Если город включают в число самых грязных по воздуху, значит с экологией у нас серьезные проблемы. Вопрос — что дальше?

  3. на 70 % зависит от условий жизни, т.е экологии и образа жизни

Оставить комментарий к галя Отменить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*